По информации аналитиков EastFruit, экспорт сухофруктов из Украины в ноябре 2019 года вырос на 84% по сравнением с октябрём и превышал показатели ноября 2018 года на 36%. В целом же за первые шесть месяцев сезона 2019/20 годов из Украины было экспортировано 0,9 тыс. тонн сухофруктов – на 18% больше, чем за тот же период предыдущего сезона.
Несмотря на рост экспорта, Украина традиционно остаётся нетто-импортёром сухофруктов, поскольку климатические условия страны не позволяют массово сушить фрукты и ягоды под солнцем, без использования твёрдого топлива, электроэнергии, газа или других источников энергии. За первые шесть месяцев сезона, в Украину было ввезено около 4,8 тыс. тонн сухофруктов – то есть импорт превышал экспорт приблизительно в пять раз. Главными поставщиками сухофруктов в Украину традиционно являются Турция и страны Центральной Азии, такие как Узбекистан и Таджикистан. Среди крупных поставщиков сухофруктов в Украину также Чили, Аргентина, Молдова и Китай.
«Мы отмечаем значительный рост интереса к производству сухофруктов в Украине в последние годы, несмотря на рост стоимости энергии на внутреннем рынке. Однако, учитывая необходимость затрачивать энергию на сушку, украинские производители могут создавать предприятия, производящие продукцию высокого качества, которое невозможно получить при сушке продукции под солнцем в странах Центральной Азии», — отмечает Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Читайте также: Курага – альтернативная валюта Таджикистана
«Сушка фруктов и ягод в настоящее время находится в тренде здорового питания, особенно если речь идёт о сушке без использования сахара. Высушенные плоды пользуются большим спросом среди поставщиков энергетических батончиков, мюсли, хлопьев и других полезных снеков и завтраков. Сухофрукты также всё больше используются в кондитерской и хлебобулочной промышленностях, и продаются отдельно в розницу, в качестве здорового снека. Большим спросом пользуется и фруктово-ягодная пастила – в этом сегменте уже появляются весьма яркие бренды, которые успешно развивают экспортное направление», — поясняет представитель ФАО.
А вот направление производства и экспорта сухих овощей пока что отстаёт от фруктов. Несколько лет назад, по инициативе проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты», компания Nestle провела совместно с «АПК-Информ: овощи и фрукты» большой форум для всех желающих заняться этим бизнесом в Украине, объясняя все нюансы этого бизнеса. После этого несколько лет велись переговоры с потенциальными производителями сушёных овощей,. Однако проект так и не был реализован. Его стоимость оценивалась в $10-15 млн и более. Главной причиной, по которой украинские овощеводы отказывались от создания предприятий по сушке овощей, было отсутствие понимания специфики маркетинга на внутреннем рынке и экспорта этих специфичных товаров, поскольку гарантий закупки продукции до начала её производства не давала ни одна компания.
Поэтому, на сегодняшний день, крупнейшие производители продуктов питания Украины, в рецептурах которых используются сушёные овощи, преимущественно импортируют эту продукцию из других стран.
Крупнейшими мировыми импортёрами сухофруктов являются США, Германия, Великобритания, Китай и Франция, а больше всех сухофруктов экспортируют Таиланд, Турция, США, Германия и Чили.