Аналитики EastFruit отмечают, что в 2021 году сезон земляники садовой в Узбекистане оказался очень коротким. Сезон самой массовой ягоды был короче, чем в 2020 году, минимум на две недели. При этом цены на землянику были значительно выше прошлогодних.
Первые крупные партии земляники садовой появились на оптовых рынках столицы Узбекистана в начале третьей декады апреля 2021 года, и завершился сезон в первых числах июня, тогда как в 2020 году этот продукт был доступен на оптовых рынках вплоть до 20 чисел июня.
Таким образом, ягода была доступна на рынке Узбекистана лишь около полутора месяцев несмотря на прекрасные условия для выращивания земляники садовой в Узбекистане практически в течение всего года.
Сокращение периода реализации ягоды было частично компенсировано для фермеров более высокими ценами – нынешний сезон начался со средних оптовых цен 60 000 сум за кг ($5,7) и завершился на уровне 20 000 сум за кг ($1,9). Годом ранее цены вообще не превышали $2 долларов США за кг и опускались даже до $1,2 за кг.
Хотя в 2020 году ближе к концу сезона средние оптовые цены выросли на 25%, все же они были ниже уровней, зафиксированных в 2021 году.
Продолжительность сезона-2021 земляники садовой в Узбекистане оказался короче и в сравнении с соседним Таджикистаном, где имеются схожие климатические условия для выращивания этой ягоды. При этом, оптовые цены на эту ягоду в Узбекистане заметно выше, чем у соседей, как в нынешнем, так и в прошлом сезоне.
За вычетом фактора погодных условий и прочих аномалий, случающихся из года в год, по мнению экспертов EastFruit, основная причина различий в продолжительности сезона и уровней цен заключается в том, что в Таджикистане намного лучше развито производство земляники садовой, как закрытого, так и открытого грунта. В этой стране уже много лет используются более продуктивные американские и европейские сорта земляники, которые также имеют прекрасные вкусовые качества.
Однако главным недостатком Таджикистана является отсутствие технологий доработки и упаковки ягоды для экспорта, а также отсутствие глубокой или шоковой заморозки ягод. Ведь при таких ценах на ягоду, переработка её могла бы дать новый толчок развитию ягодного бизнеса страны.
Читайте также: Голубика может стать самой прибыльной культурой для стран Центральной Азии
Аналитики EastFruit отмечают, что Узбекистану следовало бы обратить внимание на внедрение современных технологий, выбора и адаптации продуктивных сортов земляники садовой, а также на выращивание земляники в закрытом грунте для экспорта её в зимний период. Пример того, как можно организовать круглогодичное выращивание земляники садовой в теплицах для экспорта, можно увидеть из этой презентации Сергея Ястреба.
Кстати, это утверждение верно для всех ягодных культур. Ведь ягоды – это самый быстрорастущий сегмент мирового плодоовощного рынка. Мировая торговля ягодами растёт в среднем на 8% в год, а объёмы экспортных продаж ягод, например, уже давно превышают объёмы международной торговли яблоком, которое намного лучше хранится и транспортируется. Кроме того, внутренний спрос на разные виды ягод в Узбекистане также постоянно растёт.
«Россия постоянно наращивает импорт свежих ягод, особенно внесезонный импорт именно в тот период, когда цены высоки и ягоды могут успешно дозревать в Узбекистане, Таджикистане и других странах Центральной Азии. Замечу, что на первом месте по объёмам импорта – именно земляника садовая, а на втором, голубика – самая прибыльная сейчас ягодная культура, которую, по непонятной мне причине производители из Центральной Азии совершенно проглядели», — поясняет Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Отмечу также, что прекрасные погодные условия для получения высокого уровня BRIX в ягодах, при выращивании их в Узбекистане и других странах региона при очень доступной рабочей силе, намекают на огромные перспективы производства замороженной ягоды для экспорта. Реализация замороженной ягоды решает ещё одну важнейшую проблему – нивелирует сложности дальней логистики. Ведь замороженная ягода может храниться сколько угодно долго и поставляться в любую страну мира», — говорит Андрий Ярмак.
Пока что главными поставщиками свежих ягод в Россию являются Марокко, Сербия, Турция, Перу, Мексика, Египет, Армения, Чили, Молдова и Грузия. Ни одной из стран Центральной Азии нет даже в двадцатке крупнейших поставщиков ягоды в РФ.