Актуально Новости Эксклюзив

Узбекистан резко увеличил экспорт замороженных овощей и фруктов – анализ структуры и потенциала экспорта

Аналитики EastFruit обращают внимание на очень важную и долгожданную тенденцию в международной торговле плодоовощной продукцией Узбекистана — с 1 января по 20 октября 2021 года объемы экспорта замороженных овощей и фруктов выросли сразу почти в 2,5 раза по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. Более того, в структуре экспорта замороженных фруктов произошло смещение в сторону продуктов более высокой ценовой категории.

По данным Таможенного комитета Узбекистана, экспорт замороженных овощей рос быстрее, чем экспорт замороженных фруктов. Экспорт овощей глубокой заморозки из Узбекистана достиг за указанный период 7,6 тыс. тонн и вырос в 2,5 раза в объёме и в 2,6 раза в стоимости, а экспорт фруктов и ягод достиг 4,7 тыс. тонн и вырос в 2,1 раза в объёме и в 2,5 раза в стоимости.

Таблица: Экспорт замороженных овощей, фруктов и ягод из Узбекистана за период с 1 января по 20 октября в 2021 и 2020 годах (по данным Таможенного комитета Узбекистана).

  1 янв — 20 окт, 2021 1 янв — 20 окт, 2020 Изменение, %
Физич. объем экспорта, тыс. тонн Сумма, $млн. Физич. объем экспорта, тыс. тонн Сумма, $млн. Физич. Объем экспорта Экспортная выручка
Овощи замороженные 7,6 5,4 3,0 2,1 153% 157%
Фрукты замороженные 4,7 6,0 2,2 2,4 114% 150%

 

По данным EastFruit, в категории фруктов и ягод главным замороженным экспортным продуктом Узбекистана была вишня. В частности, в январе-августе 2021 года Узбекистан экспортировал в РФ 2,2 тыс. тонн замороженной вишни, что в полтора раза превышало объём экспорта за тот же период прошлого года. Кроме того, экспортировались и другие замороженные косточковые фрукты, цены на которые в этом году в целом были выше прошлогодних, что и стало причиной опережающих темпов роста выручки над объёмом.

Интересно также отметить, что Узбекистан впервые экспортировал в Россию замороженную малину. Учитывая высокие цены на малину в этом году, мы уже писали, что площади под этой ягодной культурой в стране расширяются. А Россия является вторым наиболее быстрорастущим рынка сбыта замороженной малины в мире.

Тем не менее, как видим, удельный вес ягод в экспорте замороженной плодоовощной продукции из Узбекистана остаётся крайне низким несмотря на то, что это наиболее трендовая и дорогая категория.

В категории замороженных овощей наибольший прирост экспорта пришёлся на замороженный сладкий перец. В частности, в Россию – главный рынок сбыта узбекских замороженных овощей, сладкого перца в замороженном виде было поставлено в три раза больше, чем за аналогичный период  2020 года. Также отмечался динамичный рост экспортных поставок замороженных брокколи и цветной капусты. Эта категория замороженных овощей оставалась основной по объёму экспорта, а поставки замороженных брокколи и цветной капусты из Узбекистана в РФ выросли в два раза в январе-августе 2021 года.

“Категория замороженных овощей и фруктов является одним из наиболее перспективных сегментов плодоовощного бизнеса в глобальном масштабе. Этот сегмент, на мой взгляд, может расти ещё довольно долго и очень устойчиво, потому что во многих странах мира пока даже не догадываются об огромных преимуществах и удобствах замороженных овощей и фруктов для использования как в пищевой переработке, так и в кулинарии. Узбекистан же является настоящим “клондайком” для заморозчиков, ведь здесь очень много довольно дешёвых фруктов с высоким содержанием сухих веществ и прекрасными вкусовыми качествами. Кроме того, развитие глубокой (шоковой) заморозки овощей, фруктов и ягод могло бы дать сильнейший толчок для закладки новых площадей ягод и овощей, а значит и созданию множества новых рабочих мест и резкого повышения экспортной выручки Узбекистана”,- говорит Андрий Ярмак, экономист инвестиционного Департамента продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

И хотя аналитики EastFruit отмечают развитие экспорта плодоовощной заморозки из Узбекистана, они говорят о том, что это лишь первые шаги, а потенциал этого рынка по-прежнему просто огромен. Если в этом году экспорт замороженных овощей, фруктов и ягод из Узбекистана, возможно, достигнет около 15 тыс. тонн, то Польша, например, ежегодно экспортирует около 800 тыс. тонн плодоовощной заморозки, зарабатывая на этом почти $1 млрд. долларов США. Т.е. даже в количественном объёме экспорт из Польши в 50 раза больше, чем из Узбекистана. При этом сырье в Польше стоит дороже, а качественные параметры сырья для заморозки в Узбекистане могут быть выше.

 

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий