Новости Эксклюзив

ТОП-10 событий плодоовощного бизнеса Украины в первом полугодии 2020 года

Нынешний сезон уже преподнес немало сюрпризов украинским фермерам. Распространение коронавирусной инфекции, введение карантинного режима и аномальные погодные условия – далеко не все неожиданности, с которыми пришлось столкнуться производителям в этом сезоне.

Аналитики EastFruit провели интервьюирование украинских производителей овощей и фруктов, экспортеров продукции, а также других участников плодоовощной экосистемы Украины, на основе которого определили топ-10 ключевых моментов текущего года, повлиявших на плодоовощной сектор Украины.

1. Разрыв логистических цепочек в связи с COVID-19

Всемирная пандемия коронавируса отразилась на работе многих предприятий. Так, например, в апреле некоторые компании были вынуждены приостановить экспортные поставки яблок в страны Юго-Восточной Азии. Перебои наблюдались практически по всему миру. Транспортные компании, принимая заказ на транспортировку продукции, не знали, смогут ли эту продукцию принять в порту назначения. Аналогично возникало множество проблем с пересечением сухопутных границ и отменой авиарейсов, что приводило к хаосу на рынке.

Развал логистических цепочек оказал негативное влияние не только на украинских экспортеров плодоовощной продукции. Компании, которые закупали саженцы, удобрения и средства защиты растений в Европе, неоднократно информировали о невозможности вывоза купленных товаров из ЕС. Многие производители так и не смогли до начала полевых работ доставить саженцы и удобрения в Украину, вследствие чего они были вынуждены в экстренном порядке искать альтернативные варианты для покупки необходимых материалов, что привело к дополнительным незапланированным финансовым затратам.

2. Закрытие розничных и оптовых  рынков

Введение карантинных ограничений по всей территории Украины повлекло за собой закрытие продовольственных рынков весной 2020 года. Это стало настоящим кошмаром для большинства украинских фермеров. Для многих небольших украинских производителей ранних овощей и ягод сезон начался с того, что продукцию попросту некуда было девать, так как рынки «закрылись на карантин». В результате производители были вынуждены или вовсе выбрасывать свою продукцию, или бесплатно раздавать ранние овощи всем желающим. Значительные площади редиса, а также раннего кабачка были просто передискованы, так как затраты на уборку превышали цену.

Отметим, что через продовольственные рынки в Украине реализуется, как минимум 80% свежей плодоовощной продукции, поэтому закрытие рынков во время карантина отразилось не только на производителях, которые не могли продать свою продукцию, но и на потребителях, которые физически не могли получить эту самую продукцию. Вследствие карантинных ограничений робота продовольственных рынков по всей Украине была ограничена как минимум на месяц. В этот период частично функционировали только самые крупные рынки в Украине, такие как «Столичный» в Киеве, «Шувар» во Львове и «Нежданна» (в народе называется «Копани») в Херсонской области. При этом рынок «Нежданна» также закрывали на некоторое время.

Лишь после 1 мая была разрешена работа 280 оптовых и розничных рынков, и то при условии соблюдения строгих санитарных норм. В условиях ограниченной работы далеко не все рынки поспешили «выйти из карантина», следовательно, фермеры были вынуждены идти на кардинальные меры – во многих городах производители организовывали стихийную торговлю прямо у ворот закрытых рынков.

Следствием введения таких жестких и недальновидных карантинных ограничений стали многомиллионные убытки фермеров в период пандемии. Помимо того, что фермеры физически не могли продать свою продукцию, цены реализации на некоторые позиции опустились до рекордно низкого уровня – и это в тот период, когда производители ранних овощей привыкли начинать сезон с высоких цен. При этом розничные цены, наоборот, взлетели до невиданных уровней.

3. Практически исчезли и не планируются аграрные офлайн-мероприятия (выставки, конференции и т.д.), но увеличилось количество онлайн мероприятий

Ещё одним следствием распространения covid-19 стало прекращение проведения всех массовых мероприятий, в том числе и аграрных выставок, фестивалей, конференций, круглых столов, мастер-классов, тренингов и т.п.. На смену им пришло огромное количество разнообразных вебинаров и мероприятий в режиме онлайн.

Тем не менее, эффективность онлайн мероприятий заметно уступала событиям традиционного формата, ведь значительная часть информации участникам таких событий поступала не от спикеров, а от коллег во время неформального общения. Кроме того, он-лайн события, как правило, редко длились более двух часов, в то время как обычные мероприятия обычно предоставляли больше информации и длились не менее одного дня.

Естественно, что проведение многих мастер-классов и тренингов было ограничено возможностями показать и попробовать что-то на практике, а затем скорректировать свои знания.

Соответственно, резко снизилась эффективность обучения и обмена знаниями.

4. Рост популярности онлайн покупок — появление новых платформ продажи овощей и фруктов

Ещё одним следствием пандемии стало стремительное развитие онлайн торговли плодоовощной продукцией для конечного потребителя в Украине. Ограничение работы розничных и оптовых рынков, затруднение логистики и строгие карантинные меры спровоцировали настоящий фурор в сегменте онлайн покупок. Так, в Украине, в первые недели карантина количество заказов в сервисах онлайн-доставок увеличилось в десятки раз. Некоторые из них, не выдержав такой нагрузки, попросту закрывались, некоторые вынуждены были отказывать своим покупателям, что привело к многочисленным жалобам со стороны потребителей.

На фоне такого спроса на онлайн доставки появились новые проекты, которые  функционируют и сегодня. Всевозможные витаминные боксы, типа «Витаминной коробки», которая занимается доставкой свежих овощей и фруктов от фермеров на дом. С одной стороны, потребители получают свежие, полезные продукты, в удобной упаковке, в удобном месте, в удобное время. С другой, для небольших фермеров и крафтовиков появился новый канал реализации своей продукции. К слову, и фермеры активнее стали продавать свою продукцию через собственные сайты и площадки. Например, компания-экспортёр IBerry, поимущественно ориентированная на внешний рынок, в сотрудничестве с сервисом доставки «Новая почта» доставляла голубику и спаржу на внутреннем рынке  — заказы формировались онлайн.

Еще одним примером сервиса онлайн доставки, который появился в условиях карантина, является открытие онлайн магазина Foodex24, который реализует  не только продукты питания, но и бытовую химию, товары для дома. При этом на сегодняшний день сервис функционирует только в Киеве, однако компания планирует расширяться и на другие города.

Если рассмотреть рынок онлайн-покупок продуктов питания в Украине, можно увидеть, что это направление является относительно новым, однако быстроразвивающимся. Онлайн-торговля продуктами в Украине стремительно начала развиваться в 2010-ых годах. В 2010 году был основан сервис Zakaz.ua, а в 2018 и 2019 годах уже такие знакомые всем Glovo и Uber Eats. Сейчас этот рынок в Украине стремительно растёт, и хотя на сегодняшний день «в онлайн» продается менее 0,5% продуктов питания, этот сегмент по разным оценкам увеличивается в 2 раза каждый год.

Очевидно, что сервис онлайн покупок и доставок продуктов питания на дом заберут значительную долю рынка у традиционных магазинов, а введение карантина в Украине весной этого года послужило новым толчком в данном направлении.

5. Открытие рынка сельскохозяйственной земли

В ночь с 30 по 31 марта 2020 года Верховная рада приняла Закон № 552-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». 28 апреля 2020 данный закон подписал президент Владимир Зеленский.

Несмотря на то, что большинство производителей плодоовощных культур уверены, что существенного влияния на их бизнес принятие данного закона не окажет, мы не могли оставить в стороне данную тему. Свою позицию украинские производители аргументируют тем, что затраты на инвестирование в плодоовощной бизнес в несколько десятков раз превышают стоимость земли. Следовательно, на фоне инвестиций в хранение, доработку, сортировку или орошения инвестиции в землю не такие уж высокие.

В то же время большинство производителей фруктов, ягод, орехов и овощей приветствуют открытие рынка с/х земли, поскольку они инвестируют большие средства на много лет вперёд, и наличие земли в частной собственности даёт более высокую гарантию безопасности инвестиций. То есть мы считаем, что наибольшую пользу и наибольший стимул рынок земли принесёт именно плодоовощному бизнесу, так как позволит привлечь больше инвестиций в этот сектор.

6. Неблагоприятные погодные условия

Этот сезон выдался крайне тяжелым для украинских производителей, с точки зрения влияния погодных условий на урожай.

Сначала была аномально тёплая и засушливая зима. Затем, в апреле и мае 2020 года в Украине было зафиксировано сразу несколько волн заморозков, вследствие чего потенциальный урожай большинства ягодных и фруктовых культур сильно пострадал. Заморозки в отдельных регионах навредили даже овощам и картофелю.

Некоторые производители косточковых говорили о потерях 90-95% урожая черешни и абрикосов, а в сегменте голубики потери составили от 20 до 50% урожая, в зависимости от региона. Результатом погодных катаклизмов стало снижение производства практически всех ягодных и фруктовых культур, следовательно, предложение на рынке было весьма ограниченным. Средние цены по сезону на абрикосы, персики и черешню превышали прошлогодний показатель на 30-40%, а в сегменте земляники садовой подорожание достигало 45%.

Более того, в первой половине июня практически по всей территории Украины прошли обильные осадки, а май и часть июня были аномально прохладными. Затем снова последовала беспрецедентная засуха. Таким образом, в 2020 году на рынке наблюдалось большое количество продукции невысокого качества. Однако даже этот факт не способствовал снижению цен до прошлогодних показателей – за продукцию в среднем более низкого качества фермеры получали более высокую цену.

7. Государственной поддержке овощеводства быть?

В 2020 году представители профильного Министерства уделили внимание сектору овощеводства и картофелеводства. На многочисленные обращения Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) и Ассоциации картофелеводов (УАВК), при Министерстве развития экономики торговли и сельского хозяйства создана рабочая группа по вопросам содействия развитию овощеводству и картофелеводству. Конечно, это стало возможным «благодаря» негативным публикациям о рекордном импорте картофеля в страну, которая всегда гордилась более чем 20 млн тонн ежегодного урожая этого клубнеплода, а также двумя кряду сезонами очень высоких цен на лук и ряд других овощных культур.

В начале августа профильными ассоциациями (в частности УПОА, УАВК) и институтами были предложены концепции развития промышленного картофелеводства и овощеводства, в которые вошли такие направления поддержки, как создание сети кооперативных плодоовощных аукционов, частичная компенсация затрат на строительство хранилищ, упаковочных центров и тепличных комплексов, государственная поддержка развития экспорта овощной и бахчевой продукции сельскохозяйственными кооперативами, и государственная поддержка научных учреждений по направлениям «Селекция», «Современные методы биотехнологии», «Семеноводство». Обе концепции в ходе заседания были одобрены представителями Министерства и взяты на внутреннее согласование. А вот будет ли финансирование под эти цели – покажет время.

8. Принятие законопроекта «О сельскохозяйственной кооперации»

21 июня 2020 года ВР Украины окончательно поддержала Законопроект «О сельскохозяйственной кооперации» (№0856), который превратился Закон после подписания Президентом. Закон предусматривает отказ от жесткого разделения сельскохозяйственных кооперативов по типам на производственные и обслуживающие, предоставляя членам (учредителям) сельскохозяйственного кооператива самостоятельно выбирать виды деятельности: производственный, обслуживающий, перерабатывающий или многофункциональный, а также форму деятельности — с целью или без цели получения прибыли. Процесс принятия был длительным и прозрачным, с привлечением лучших украинских, иностранных и международных гуру по кооперации и при технической поддержке ФАО и ЕБРР. 

Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА), совместно с другими профильными ассоциациями, неоднократно сообщала о необходимости принятия закона о сельхозкооперации. Для украинского агробизнеса это первый шаг на пути к объединению мелких фермеров, созданию общей инфраструктуры для хранения, доработки и переработки продукции и вывода теневого бизнеса в легальное правовое поле.

Принятие закона «О сельскохозяйственной кооперации» не только может стать новым толчком в развитии сельского хозяйства в Украине, но и может позволить государству повысить доходы бюджета, а стране – получить более высокие объёмы экспортной выручки.

9.  Обвал плодоовощного экспорта

Пока же в стране нет кооперативов, а в мире свирепствует коронавирус, Украина снижает выручку от экспорта плодоовощной продукции. В период наиболее острой пандемии (февраль — июль) экспортная выручка снизилась на 43%.

10. Рекордно высокие цены на «антивирусный» набор овощей и фруктов

Пандемия коронавируса и дальнейшее введение карантинного режима в Украине повлияли на ценообразование некоторых продуктов плодоовощной группы. В частности, в период усиленных карантинных мер (март-май) значительно выросли цены на такие продукты как лук, чеснок, лимон и имбирь.

Говоря о чесноке и имбире, стоит отметить, что значительна часть этой продукции завозится в Украину из Китая (свыше 70% импортированного чеснока и более 55% импортируемого имбиря – это поставки из Китая), который первым пострадал от пандемии. Соответственно, снижение поставок из Поднебесной при резко возросшем спросе оказало огромное влияние на цены. Так, например, менее чем за месяц цены на чеснок выросли в 2-2,5 раза до 140-170 грн/кг, а имбирь подорожал практически в 5 раз, и в некоторых розничных сетях продавался по 500 грн/кг.

Среди украинских потребителей быстро распространилась слухи, что такие продукты как лук, чеснок, имбирь и лимон являются отличным оружием в борьбе с коронавирусом. Соответственно, даже те, кто раньше, никогда не покупали имбирь, в марте-апреле сметали данную продукцию с прилавков магазина. Цены на лимон в этот период взлетели 1,5 раза до 70-90 грн/кг, а лук продавался по 16-17 грн/кг.

EastFruit


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий