Предприниматели Казахстана уже подсчитывают убытки из-за запрета на экспорт картофеля, хотя этот запрет действовал недолго и правительство страны уже отменило его, заменив такое решение введением квоты на экспорт, сообщают специалисты EastFruit.
Напоминаем, что в Казахстане с 22 января 2022 года начал действовать трехмесячный запрет на экспорт картофеля и моркови. Правительство страны приняло такое решение, опасаясь дефицита этих видов продукции и роста цен в весенний период. Однако, аграрии смогли переубедить межведомственную комиссию все же открыть экспорт в пределах установленной квоты.
Но свыше 2 000 тонн картофеля, загруженные в железнодорожные вагоны еще до начала действия запрета экспорт, буквально застряли на таможенном посту на станции Сарыагаш при выезде из Казахстана на казахско-узбекской границе. Из-за того, что ж/д вагоны с картофелем стоят уже около двух недель, картофель весь перемерз и практически уже непригоден к употреблению. По словам экспортеров, если погода потеплеет в ближайшие дни, то картофель просто потечет и сгниёт.
Как сообщила казахское издание Otyrar.kz, на таможенном посту на станции Сарыагаш (на казахско-узбекской границе) уже вторую неделю стоят 35 железнодорожных вагонов с картофелем – свыше 2 000 тонн. Урожай картофеля везли из Павлодара (регион на северо-востоке Казахстана).
Предприниматели со страхом открывают вагоны, под завязку набитые картофелем, надежда на то, что товар не испортился, с каждым днем тает на глазах. «Весь, картофель перемерз. Он практически уже не пригоден к употреблению. Еще через пару дней, как потеплеет, он просто потечет и сгниёт», — говорит предприниматель Нургали Орманов.
Читайте также: Как изменились цены на картофель за год в странах Восточной Европы и Центральной Азии?
По словам предпринимателей, первые вагоны, с полным пакетом разрешительных документов, прибыли сюда ещё 15 января 2022 года, но товар через границу не пропустили.
«У нас есть на руках и декларация, и фитосанитарные сертификаты с печатями – выпуск разрешён. Нам их выдали перед погрузкой в Павлодаре», — сказал Нурсултан Айдарбеков.
«Прибыли мои первые вагоны еще 15 января. А постановление о запрете экспорта картофеля, моркови, крупного и мелкого рогатого скота должно было заработать лишь 22 января. Всего эти 35 вагонов картофеля принадлежат шести предпринимателям. У меня сейчас лично 30 вагонов. Наш товар здесь просто держали. А мы видели, как по несколько вагонов с картошкой отправляли в Узбекистан», — сказал Жанболат Алтаев, предприниматель.
Один вагон с картофелем стоит 12 миллионов тенге ($27,6 тыс.). Разгрузить товар в Казахстане бизнесмены не могут — они уже получили частичную оплату от узбекских партнёров. В случае, если вся застрявшая на границе партия картофеля придет в непригодное для употребления состояние, то убытки казахских экспортеров составят 420 млн. тенге ($967,2 тыс.), т.е. около $1 млн долларов США. В связи с этим, предприниматели задаются вопросом – кто же будет компенсировать им убытки?
Как уже неоднократно отмечали эксперты EastFruit, в 2021 году картофель стал главной импортной позицией плодоовощного сектора Узбекистана за последние несколько лет. Вплоть до 2016 года годовой объем импорта картофеля не превышал 50 тыс. тонн в год, а в 2017 году импорт этой продукции составил 194 тыс. тонн, с 2017 по 2021 год, объем импорта вырос почти в 3 раза.
По данным Государственного комитета по статистике Узбекистана, в 2021 году страна импортировала 560 тыс. тонн картофеля, что на 109,1 тыс. тонн больше, чем в 2020 году. При этом, крупнейшим поставщиком этой продукции в 2021 году стал Казахстан. Общий объем импорта в 2021 году распределился между странами – основными поставщиками картофеля в Узбекистан следующим образом:
Казахстан – 196 тыс. тонн;
Пакистан – 161 тыс. тонн;
Иран – 141 тыс. тонн;
Кыргызстан – 35 тыс. тонн;
Нидерланды – 11 тыс. тонн;
Россия – 4,8 тыс. тонн;
Другие страны – 11,2 тыс.