Эпопея согласования зоны свободной торговли между Украиной и Турцией длиной в 15 лет завершилась 3 февраля 2022 года подписанием договора о ЗСТ в Киеве. Эта новость не на шутку взбудоражила плодоовощной бизнес Украины, многие представители которого высказывали опасения относительно того, что украинские овощи и фрукты теперь не смогут конкурировать с турецкими. Эксперты EastFruit решили разобраться, насколько эти опасения оправданы, а также понять, будут ли какие-то выгоды и для Украины в этом соглашении?
Итак, для начала разберёмся в том, как выглядит сейчас торговля овощами и фруктами между Украиной и Турцией. С экспортом из Украины в Турцию всё предельно просто – Украина экспортирует в Турцию из плодоовощной продукции фактически лишь грецкий орех, да и то с этим экспортом в последние полтора года возникли серьёзные проблемы. Однако об этом мы расскажем ниже. Также, периодически, Украина экспортирует в Турцию лук, яблоко (для реэкспорта в Египет) и даже изредка картофель.
Однако Украина, конечно же, импортирует намного больше из Турции, чем поставляет в эту страну, и именно турецкого импорта в Украине больше всего боятся, поэтому начнём с анализа импорта турецкой продукции в Украину.
В 2020 году Турция поставила в Украину свежей плодоовощной продукции на $315 млн долларов США, что соответствовало 30% всего украинского импорта овощей и фруктов. По итогам 2022 года импорт плодоовощной продукции из Турции в Украине оценивается в $340-350 млн.
Украина, для сравнения, экспортировала больше всего плодоовощной продукции в Турцию (в основном грецкого ореха) в 2019 году на сумму в $37 млн, что составляло около 12% экспортной выручки Украины в этой категории товаров. Тоже немало и тоже Турция – важный для Украины рынок сбыта. Однако вернёмся к импорту овощей и фруктов из Турции.
Главной позицией плодоовощного импорта из Турции в Украину были цитрусовые, на которые приходилось 54% всех поставок. Ещё 18% приходилось на тепличные помидоры, 9% на столовый виноград, 5% на огурцы и 4% на свежую землянику садовую. Все остальные позиции вместе взятые давали около 10% стоимости импорта. В остальные попали различные экзотические для Украины фрукты, которые в условиях Украины не выращиваются, сухофрукты, а также свежие абрикос, персик и сладкий перец.
При этом Турция явно доминировала среди поставщиков в Украину тепличных томатов и огурцов – на поставки из Турции приходилось 75% и 77% всего импорта соответственно. Также «контрольный пакет» был у Турции в сегменте поставок цитрусовых (53%) и столового винограда (63%). Кстати, в категории цитрусовых главной позицией был турецкий мандарин, а по лимону, апельсину и грейпфруту удельный вес Турции в поставках был заметно ниже.
Среди тех фруктов и овощей, которые Украина импортирует сейчас из Турции, она не может выращивать большинство, кроме, конечно, тепличных огурцов и помидоров. При этом по импорту цитрусовых и других фруктов, которые не выращиваются или выращиваются в минимальных и недостаточных объёмах в Украине, импортная пошлина на поставки из Турции и так равна нулю. А вот в категории тепличных овощей нужно разобраться более подробно, потому что Украина их выращивает. Тем более, что рекордно высокие цены на газ зимой 2021/22 годов и так поставили украинские тепличные комбинаты в очень непростые условия.
Что же изменится для украинских тепличников с подписанием ЗСТ между Украиной и Турцией?
На данный момент импорт тепличных огурцов, помидоров и перца облагается импортной пошлиной в 10%. После вступления в силу соглашения о ЗСТ, ставка должна быть обнулена, хотя мы пока не видели всего документа и не знаем этого наверняка. Однако, это наиболее вероятный сценарий развития событий.
Насколько это весомо и насколько это усилит конкуренцию на рынке?
Прежде всего, стоит заметить, что турецкие тепличные овощи в Украину поставляются преимущественно в тот период, когда украинская тепличная продукция на рынке не присутствует или присутствует в незначительных объёмах. Кроме того, турецкие овощи и так продаются, как правило, дешевле украинских. При этом за украинские потребители платят больше, преимущественно потому, что они имеют более высокие вкусовые качества, т.к. выращены в непосредственной близости к потребителю и убираются в более созревшими.
Снижение пошлины на 10 процентных пунктов, т.е. её обнуление, по помидору даст турецкой продукции около 1,0-1,5 грн (около 5 центов США) дополнительного преимущества в массовый сезон реализации, а это немало. Однако, на наш взгляд, значительно большее влияние на конкуренцию украинской тепличной с турецкой тепличной продукцией будут иметь совсем другие факторы, а именно резкий рост стоимости энергоносителей и девальвация турецкой лиры. Первый фактор окажет влияние на Украину большее, чем на Турцию и второй тоже играет на пользу турецким экспортёрам. Хотя там есть ещё один момент – Турция импортирует многие МТР для выращивания тепличных овощей и затраты у них тоже вырастут.
Итак, очевидно, что для тепличников Украины, ЗСТ с Турцией – новость, на первый взгляд, плохая. Однако у них есть гораздо более весомые причины для беспокойства, чем снижение на 10 процентных пунктов импортных пошлин на турецкие помидоры, огурцы и перец.
При этом следует посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Ведь у Украины тоже есть свой сезон, когда выращивание тепличных овощей обходится дешевле, чем в Турции. И это сезон с середины июня по сентябрь.
«Турция является одной из наиболее «защищённых» экономик мира. Здесь традиционно довольно высокие импортные пошлины. Поэтому получить свободный доступ к этому огромному рынку для Украины было бы очень интересно. Поскольку Турция находится в другой климатической зоне, то Украина и Турция прекрасно дополняют друг друга в сфере пищевой промышленности и продуктов питания. Те же огурцы, помидоры и перец выращивать летом в теплицах в Турции очень сложно, потому что там слишком жарко. Теперь же, если Турция обнулит для Украины пошлины на импорт тепличных овощей (а пошлина до ЗСТ колебалась от 40% до 100%, т.е. фактически была запретительной), то украинские экспортёры вполне могут попробовать наладить экспорт тепличных томатов в Турцию летом», — говорит экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрий Ярмак.
Эксперт плодоовощного бизнеса и международный консультант ФАО Фёдор Рыбалко также считает, что ЗСТ с Турцией может принести Украины некоторые преимущества. «Рынок Турции для украинских поставщиков может быть очень интересен, особенно при условии прямых поставок в розничные сети. Ведь у нас очень эффективная логистика, потому что импортеры цитрусовых Украины сейчас оплачивают обратный фрахт. Другими словами, затраты на экспорт в Турцию будут очень низкими, и если, например, в Стамбуле цены на какие-то позиции начнут расти, то украинская продукция заполнит эту нишу буквально через 48 часов. Также для поставщиков свежей голубики из Украины Турция – это весьма интересный рынок. Здесь растёт потребление голубики, а Украина экспортирует её в сезон, когда местная продукция уже давно закончилась и поставщики из соседних стран также не могут её поставлять на рынок. Мы думаем, что Украина могла бы поставлять в Турцию до 200 тонн голубики за сезон», — говорит Фёдор Рыбалко.
Он также отмечает, что Турция – это важный транспортный хаб региона, а Турецкие Авиалинии летают напрямую в рекордное количество городов мира. Поэтому, выйдя на рынок Турции, Украина сможет более активно подключиться к использованию и возможностей транспортировки авиатранспортом. «Можно будет активно использовать все существующие паромные переправы из Скадовска и Одессы. Рефрижератор, загруженный свежей продукцией, например, в Житомирской области той же голубикой для поставки в Сингапур, Малайзию или другие страны Азии, может на пароме приехать прямо в аэропорт Стамбула, что снизит риски потерь качества при экспорте и будет экономически выгоднее, чем поставка самолётами из Украины с перегрузкой в Стамбуле», — отмечает Фёдор Рыбалко.
Ещё больший потенциал открывается для Украины в плодоовощной торговле с Турцией, если Украина когда-либо начнёт использовать для этого свою крупнейшую транспортную артерию – реку Днепр. В этой ситуации Украина вполне могла бы стать крупным транзитным хабом для поставок турецкой продукции в Беларусь и, через Беларусь, на рынок ЕС. А торговля и транзит – это новые торговые места и доходы бюджета.
Андрий Ярмак говорит, что главной хорошей новостью для плодоовощного бизнеса от ЗСТ Украины и Турции станет возможность вернуться на турецкий рынок грецкого ореха. «Грецкий орех много лет подряд был главной экспортной позицией Украины в плодоовощном сегменте. Однако в связи с тем, что конкуренты получили возможность поставлять орех в Турцию беспошлинно, а Украина вынуждена была платить пошлину, украинские поставщики потеряли этот рынок. Я оцениваю потери Украины от отсутствия ЗСТ в Турцией в $40 млн в год. Теперь же Украина точно вернётся на рынок грецкого ореха Турции и сможет там успешно потеснить конкурентов за счёт дешёвой логистики», — говорит эксперт ФАО.
Он также отмечает и непрямые преимущества, которые даёт Украине зона свободной торговли с Турцией. «Турция – один из крупнейших реэкспортёров аграрной продукции в мире. Поставляя продукты в Турцию, Украина будет открывать для себя новые рынки сбыта. У украинских компаний уже был подобный опыт — после того, как их товары попадали на рынок Турции, их находили на рынках Африки и Азии, а потом экспортёры напрямую выходили на поставщика в Украине. Так что это тоже важный аспект, который нельзя недооценивать. Я думаю, что в плодоовощном сегменте у турецких и украинских компаний может возникнуть синергия в реэкспорте продукции в страны Ближнего Востока и Африки», — отмечает Андрий Ярмак.
Также нужно заметить, что любой рост торговли и снижение издержек на транзакции – это всегда прямая выгода для любой страны. Это и новые рабочие места, и рост доходов бюджета, и повышение доступа населения к большему ассортименту продукции по конкурентной цене. Однако, очевидно, что плодоовощной бизнес Украины в целом получит, с высокой вероятностью, значительно больше выгоды от зоны свободной торговли с Турцией, чем Турция.