Сегодня в столице Узбекистана, городе Ташкент, открылся первый магазин международной сети супермаркетов Carrefour. Почему это событие является серьёзной вехой для плодоовощного бизнеса Узбекистана, поясняют эксперты EastFruit, ведь это же не первый супермаркет в стране.
«Carrefour – это первый международный бренд, который решился выйти на рынок Узбекистана. Его успех или неудача в Узбекистане станут важным сигналом для других инвесторов и особенно для международного розничного бизнеса», — поясняет Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Читайте также: Узбекистан отказывается от базаров в пользу современных форматов торговли
«Carrefour входит в десятку крупнейших мировых ритейлеров в продуктовой категории и очень активно работает на рынках развивающихся стран, стараясь найти рынки, которые активны растут. В этом смысле Узбекистан подходит идеально, ведь в последнее время здесь очень активно открываются современные торговые форматы. Что же касается плодоовощного бизнеса, то приход первой международной сети позволит повысить стандарты качества и безопасности продукции, что позитивно отразится на всей цепочке – от подбора сортов и технологий выращивания, до хранения, доработки, сортировки, упаковки и логистики продукции. А это, в свою очередь, позволит улучшить перспективы плодоовощного экспорта Узбекистана», — отмечает Андрей Ярмак.
В то же время эксперты EastFruit предупреждают, что неизбежное увеличение рыночной силы супермаркетов в Узбекистане создаст класс крупных и влиятельных покупателей, которые смогут диктовать поставщикам цены и условия. Поэтому узбекским фермерам стоит уже сейчас начинать адаптироваться к этим реалиям, чтобы воспользоваться ими с пользой для себя.
«Какой поставщик интересен сетям супермаркетов? Прежде всего, тот, кто сможет поставлять максимальный ассортимент плодоовощной продукции и желательно круглый год. Однако большинство фермеров Узбекистана выращивает либо одну культуру, либо небольшой ассортимент, и далеко не все имеют собственное хранение и почти ни у кого нет собственной современной доработки. Поэтому сейчас самое время фермерам начать объединяться в кооперативы, совместно создавать хранение и доработку, чтобы повышать свою рыночную значимость в противовес росту рыночной силы сетей супермаркетов. И это касается даже крупных производителей», — советует экономист ФАО.
Нужно отметить, что Carrefour в Ташкенте открыла компания Majid Al Futtaim (ОАЭ) в рамках франшизы бренда. В целом же Majid Al Futtaim управляет магазинами Carrefour по франшизе в 17 странах и уже имеет опыт, правда негативный, работы в регионе Центральной Азии. Три года назад компания вынуждена была закрыть супермаркеты Carrefour в Казахстане, проработав там полтора года. Сначала планировалось открыть 15 магазинов по всему Казахстану, но в итоге компания открыла лишь один гипермаркет в Алматы и закрыла его под давлением конкуренции со стороны местных операторов рынка.
Majid Al Futtaim управляет и сетью супермаркетов Carrefour в Грузии, где она стабильно в последние годы входила в число лидеров по результатам розничных аудитов EastFruit. Однако в ноябре 2020 года ситуация в плодоовощных отделах сети в Грузии резко ухудшилась.
Кстати, пока что не всё гладко шло у Carrefour и в Узбекистане – первый магазин планировалось открыть здесь гораздо раньше – в июле-сентябре 2020 года, а до конца года вообще планировалось иметь уже четыре магазина, а в 2021 году – ещё три. Однако вмешался коронавирус, и планы пришлось скорректировать. Учитывая активное открытие местных розничных сетей, инвестиции ЕБРР в экспансию сети Korzinka.uz и активное развитие новичков, в частности сети Green Apple, обошедшей в рейтинге плодоовощных отделов Ташкента остальные сети в ноябре 2020 года, Carrefour должен поспешить с реализацией своих планов.
Добавим, что из других международных сетей супермаркетов, в регионе более всего представлены Auchan и Metro Cash & Carry, однако обе сети на глобальном уровне существенно уступают сети Carrefour по товарообороту.
Ещё одна сеть – Kaufland, работает только на рынке Молдовы и, очевидно, лишь потому, что она имеет хорошие позиции в соседней родственной Румынии. Эта сеть входит в Schwartz Gruppe, являющуюся крупнейшим продуктовым ритейлером среди европейских розничных компаний. Однако экспансия этой сети в регион Центральной Азии пока не озвучивалась.
Таким образом, в следующий розничный аудит EastFruit в Узбекистане добавится как минимум две новые сети, открытые здесь после 25 ноября 2020 года. А значит, в марте-апреле мы дадим уже и первое позиционирование розничных сетей супермаркетов для Узбекистана.
Напомним, что розничный аудит плодоовощных отделов супермаркетов EastFruit, благодаря своей сбалансированности, независимости и непредвзятости, является прекрасным инструментом для оценки всего розничного бизнеса бренда. Ведь в современном мире абсолютное большинство потребителей выбирает супермаркет для ежедневных или периодических покупок именно на основании качества плодоовощного отдела.