Актуально Новости Эксклюзив

Логистика ягоды и яблока в Азию и Африку – дорогая, поэтому качество продукта должно быть идеальным

Для украинских производителей яблока и голубики логистика поставок продукции на рынки Азии и Африки в техническом плане не является проблемой, но, к сожалению, они проигрывают в ее стоимости своим основным конкурентам. Учитывая это, производителям следует делать акцент на качестве своей продукции. Такое мнение высказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак во время вебинара «Плодово-ягодные культуры: технологии защиты и новые возможности», который состоялся 4 февраля и был организован компанией Bayer в Украине, пишет EastFruit.

Только маркетинг позволяет зарабатывать, а до реализации продукции производители несут лишь расходы – Андрей Ярмак

Выступая с презентацией «Яблоко и голубика: глобальные тренды, требования, кооперация», Андрей Ярмак отметил, что производители плодоовощной продукции должны понимать, что до момента реализации своей продукции они имеют лишь расходы, после — или прибыль, или убытки.

«Именно поэтому маркетинг — это главное. Поэтому стоит профессионально отслеживать то, что происходит с рынком. При этом надо выделить несколько главных факторов таких наблюдений. Во-первых, нужно следить за демографической ситуацией в мире, ведь чем больше людей живет в той или иной стране мира, тем больше им нужно продуктов питания.

Во-вторых, продукцию будут покупать в том случае, если у людей есть деньги. Поэтому стоит внимательно мониторить экономическую ситуацию и динамику уровня доходов населения.

В-третьих, нужно обращать внимание на то, может ли тот или иной регион мира выращивать собственную продукцию – имеет ли он для этого необходимые ресурсы: землю, воду и климатические условия. Если нет, то эта страна может быть стратегическим клиентом.

В-четвертых очень важным фактором является логистика: можно ли технически поставить продукцию в эту страну и какой будет стоимость логистики по отношению к розничной цене товара в этой стране», — говорит экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Растущие рынки потребления  – Африка и Азия, в Европе демографический кризис

Андрей Ярмак посоветовал обратить внимание на мир в разрезе того, где больше всего рождается новых потребителей плодоовощной продукции. Лидером здесь являются страны Африканского региона, в то время как население Европы имеет тенденцию к уменьшению — на сегодня это единственный регион мира, имеющий негативную демографическую ситуацию.

«Согласно прогнозу ООН, в период 2020-2030 гг. ежегодный прирост населения в странах Африки будет составлять 35 млн человек, в Азии — 33 млн. Если же посмотреть на глобальную демографическую картину, то можно говорить о том, что в мире ежегодно появляется новая Германия, ведь ежегодно население растет на 78 млн человек. Но, к сожалению, эта условная Германия значительно беднее, ведь основной прирост населения происходит в странах с низким уровнем доходов», — сообщил Андрей Ярмак.

Если же к демографии добавить вопросы экономики, то, по словам экономиста инвестиционного департамента ФАО, надо взять в расчет такой показатель, как доля ВВП на 1 жителя региона. Самым богатым регионом по этому показателю являются страны Северной Америки, прежде всего США и Канада.

«Страны Европы вдвое беднее, а в странах Азии и Африки с доходами населения ситуация самая худшая. Однако не стоит думать, что Азия и Африка не являются интересными рынками для производителей плодоовощной продукции. Ведь если проанализировать такой показатель как ожидаемый рост спроса на продукты питания, учитывая демографическую ситуацию и экономику вместе, то мы увидим, что 45% мирового роста спроса будет происходить именно в азиатских странах. То есть Азия остается наиболее перспективным регионом для потенциального украинского плодоовощного экспорта», — отметил Андрей Ярмак.

Яблоко любят в Китае при том, что в Юго-Восточной Азии этот фрукт практически не растет

При этом, говоря о наихудших условиях для увеличения собственного производства яблока, Андрей Ярмак отметил, что таковые сложились в странах Юго-Восточной Азии, где этот фрукт выращивать практически невозможно, учитывая климатические условия. Впрочем, 90% потребления яблока на этом рынке обеспечивает Китай.

Кроме того, плохие условия для производства яблока в странах Субсахарской Африки, кроме ЮАР и соседних стран,  на Ближнем Востоке и странах  Северной Африки. Впрочем, на этом рынке работают европейские, турецкие и иранские поставщики яблока, поэтому конкуренция там тоже непростая.

«Остальные регионы мира, которые являются перспективными с точки зрения потребления, могут успешно выращивать яблоко. Стоит понимать, что благодаря ускорению темпов селекции, ареал выращивания яблока увеличивается», — сообщил экономист ФАО.

Рост выращивания голубики в закрытом грунте будет создавать конкуренцию для стран Южного Полушария

Если же посмотреть на мировые перспективы выращивания голубики, то, по словам Андрея Ярмака, они существуют почти во всех регионах мира. «И это плохая новость для тех, кто сегодня в восторге от прибыльности этой ягоды, ведь первые коммерческие плантации голубики появились уже даже в ОАЭ. Кроме того, страны тёплых регионов мира имеют все возможности поставки голубики в зимний период. Однако рост выращивания голубики в закрытом грунте в странах Северного Полушария будет создавать конкуренцию для стран Южного Полушария в дальнейшем», — отметил Андрей Ярмак.

В своем выступлении экономист ФАО затронул и вопросы логистики при экспорте голубики, отметив, что украинским производителям стоит обращать внимание на возможности поставки продукции морским транспортом — по мере падения мировых цен на голубику, авиалогистика голубики будет отходить в прошлое, кроме, возможно, премиальной ягоды больших калибров.

Если показатель импорта на рынок не растет, значит, новым игрокам придется кого-то с рынка «выбивать»

Андрей Ярмак также сообщил, что Азия и Африка являются мировыми лидерами по увеличению импорта овощей и фруктов — ежегодно прирост этого показателя в странах этих регионов составляет 11,4 и 8% соответственно. «Почему важно обращать внимание на этот показатель? Потому что, если импорт не растет, либо уменьшается, то это говорит о том, что заходя на этот рынок, с него придется кого-то «выбивать», — сообщил специалист.

По данным Андрея Ярмака, если же говорить о показателях импорта в денежном выражении, то страны Азии ежегодно увеличивают импорт плодоовощной продукции на $ 3,7 млрд – это огромный показатель, ведь Украина экспортирует плодоовощной продукции даже с орехами всего лишь на $300 млн в год, – т.е. в 10 раз меньше, чем ежегодный прирост спроса в Азии!

За ними следуют страны Европы — ежегодный объем прироста импорта в этот регион составляет $2,3 млрд, и это несмотря на негативную демографию. Причина в том, что производство плодоовощной продукции в Европе сокращается – дорогая земля, дорогая рабочая сила, снижение доступных для выращивания площадей земли и т.п. – это всё главные причины роста импорта овощей и фруктов в ЕС.

А вот прирост импорта овощей и фруктов в страны Африки невелик — всего $200 млн в год. Однако он есть. И, напомним, темпы роста импорта там высокие – около 8% в год. В то же время регион имеет прекрасные возможности для наращивания собственного производства, и мы всё чаще слышим о новых крупных проектах выращивания, например, той же голубики в самых неожиданных уголках Африканского континента.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий