Новости

Как мелкому плодоовощному хозяйству выстоять в конкурентной борьбе с крупными агрохолдингами: рассказывает Вадим Дудка

Победить более крупного конкурента мелкому производителю, работающему в плодоовощном секторе, только лишь за счет внедрения систем сертификации, выхода на внешние рынки и снижения себестоимости производимой продукции невозможно. Небольшому агропроизводителю в данном случае необходимо правильно определить свое место на рынке. Такое мнение высказал директор ООО «Агроанализ» Вадим Дудка, выступая в ходе VI Национальной конференции «Миллион с гектара», проходящей сегодня в Одессе (Украина). Генеральным информационным партнером мероприятия выступает проект EastFruit.

«Особенно это хорошо можно понять на примере себестоимости – не может быть у маленького хозяйства себестоимость производимой продукции ниже, чем у крупного. Существует множество различных причин, по которым при выращивании овощей и фруктов на больших площадях все обойдется значительно дешевле.

Кроме того, крупная компания априори имеет преимущество при закупке материально-технических ресурсов (МТР) – она всегда приобретет их дешевле. При этом существует мнение, что скооперировавшись мелкие производители смогут закупать МТР дешевле. В какой-то мере такой подход оправдан.

Начиная с 2000 года, мы пробовали кооперироваться в Каховке (Херсонская область, Украина) – иногда это давало нам какие-то преференции, но иногда, как говорится, овчинка не стоила выделки. Ведь неизбежно встают вопросы о том, как юридически правильно оформлять совместные закупки, как поступить в том случае, если кто-то не заплатил вовремя деньги за совместное приобретение. В целом, я не против кооперации, но я против, чтобы слишком переоценивали ее значение»,- отметил в своем выступлении Вадим Дудка.

Директор ООО «Агроанализ» также подчеркнул, что крупное хозяйство имеет доступ к «дешевым» деньгам.

Читайте также: Украина удвоила импорт овощей в 2019 году до рекордного уровня – EastFruit

«Им спешат предложить кредиты банки, у них всегда будет высокопроизводительная и современная техника и горе маленькому производителю, который попытается в этой ситуации их догнать. О чем я говорю? К примеру, попробуйте приобрести морковоуборочный комбайн на свои 10 га площади. И вы увидите, что автоматизированная уборка урожая Вам обойдется дороже, чем ручная. Крупное же хозяйство в этой ситуации выигрывает всегда. Ведь они могут позволить себе решать ряд проблем за счет внедрения эффективных систем автоматизации. Этот сектор развивается очень быстро благодаря тому, что на рынке представлено много различных предложений по автоматизации, к примеру, полива, контроля за полем и т.д. Это достаточно дорогие вложения»,- сказал Вадим Дудка.

В качестве примера он привел ситуацию с низкими ценами на морковь, сложившуюся на украинском рынке в текущем сезоне. Тем не менее, по словам специалиста, степень проблем у хозяйств, занимающихся данной культурой, разная. Так, крупное хозяйство, имеющее на складах около 7 тыс. тонн моркови, ежедневно отгружает по две фуры в день, «а вот фермер, имеющий 70 тонн, не может продать и двух мешков в неделю, так как он не интересен серьезной сети со своими объемами.

«Но означает ли это, что нужно сдаваться? Вовсе нет. Необходимо просто правильно определить свое место на этом рынке. Не нужно пытаться «сражаться с крупным производителем на их территории». У них есть недостатки, непреодолимо свойственные им всем»,- подчеркнул спикер конференции.

Первый недостаток крупных хозяйств, по мнению директора ООО «Агроанализ», заключается в том, что, условно говоря, они неповоротливы. «То есть, речь идет о том, что крупные производители не могут быстро изменять ассортимент производства. К примеру, если ухудшается конъюнктура рынка овощей «борщевого набора», то они не смогут быстро перестроиться на выращивание перца, баклажанов или петрушки. Ведь в выращивание овощей «борщевого набора» крупными хозяйствами были ранее вложены крупные инвестиции.

Второй недостаток заключается в консервативности и медленной смене технологий производства. Небольшое же хозяйство, где владелец и директор и главный агроном, может быстро перестраиваться в этом направлении»,- отметил Вадим Дудка.

Кроме того, крупные агрокомпании, в отличие от мелких агропроизводителей, по мнению специалиста, плохо приспособлены к работе с культурами, где нельзя обойтись без ручного труда.

EastFruit


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий