В полуторачасовом интервью для EastFruit об особенностях ведения бизнеса и торговли овощами и фруктами в Субсахарской Африке, Артём Гудков, соучредитель Global Ukrainian Distribution, Investment and Trading Company Limited (GUDIT), сообщил несколько удивительных аспектов плодоовощного бизнеса региона.
Прежде всего, обращает на себя внимание высокая цена на свежее яблоко, которое местные жители считают экзотическим фруктом. Цены на этот традиционный и повседневный для Украины, Молдовы и других стран региона фрукт, доходят до $1 доллара за штуку, что приблизительно в 10 раз дороже, чем розничная цена на яблоко в Украине, Молдове и Грузии сейчас.
Однако продать яблоко в этот регион не так уж и просто, т.к., по словам Артёма Гудкова, «холодная логистика: и охлаждение и заморозка – это настоящая катастрофа в Субасахарской Африке». «Однако тот, кто сможет выстроить холодильную цепочку в Африке, будет контролировать рынок. И это будет не так уж и дорого, как может показаться на первый взгляд. У тех, кто уже имеет свои системы холодной логистики в регионе, кабальные условия сотрудничества для поставщиков», — поясняет Артём.
Соучредитель компании GUDIT, живущий постоянно в Танзании, считает, что в этом регионе можно продавать очень большие объёмы яблока, если захотеть и потратить время и усилия. Ведь, по его словам, местные жители очень любят данный фрукт, но размеры рынка ограничиваются слишком высокой розничной ценой на них. И причина как раз в том, что маржа импортёра, контролирующего холодильную цепочку, запредельно высока. А конкуренция в этом сегменте пока что минимальная.
Читайте также: Шанс для Украины на $300 млн: Индия прекращает импорт яблока и орехов из США
Эксперт считает, что для успешной продажи яблока в Танзании и других странах региона нужно открыть собственные холодильные склады и зарегистрировать бизнес в этой стране, а также нанять не менее 150 человек, которые будут продавать яблоко буквально «на каждом углу». По его словам, местные предпочитают зелёные сорта яблока, хотя в продаже есть и красные. Супермаркеты, по его словам, пока не имеют большого удельного веса в продажах продуктов питания, а «рулят всем базары и мини-маркеты».
«Чтобы успешно продавать в Африку, нужно продавать в Африке», — говорит Артём Гудков. Для покрытия затрат на холодную логистику и продвижение на месте, по его словам, можно установить невысокую маржу (5-7% должно хватить), зарабатывая на экспорте яблока, что позволит снизить цены на яблоко и резко увеличить его продажи. Эксперт также отметил, что инвестиционный климат в стране достаточно благоприятный, а коррупция за последние годы резко снизилась. Теперь растаможка импортной продукции, если документы в порядке, проходит быстро и без каких-либо проволочек и проблем. А это особенно важно для свежей плодоовощной продукции.
По словам Андрея Ярмака, экономиста инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), который проводил интервью с Артёмом Гудковым, Украина уже продаёт в Субсахарскую Африку яблоко, хотя это и сравнительно небольшой объём – всего 147 тонн в прошлом году. При этом среди крупнейших импортёров плодоовощной продукции региона он выделил Сенегал, Кот-д’Ивуар, Нигерию и Маврикий. В число крупных входят также: Ботсвана, Намибия, Мавритания, Мозамбик, Мали, Ангола.
Кто покупает яблоко в Африке? По словам Артёма Гудкова, яблоко в Субасахарской Африке покупают и иностранцы, и местные жители тоже – ведь это экзотика для них и определённый престиж тоже. Преимущественно сейчас яблоко продают в пакетах по 3-5 штук в каждом, но можно его купить и поштучно.
Интервью Артёма Гудкова с Андреем Ярмаком для EastFruit смотрите ниже.