В Грузии подходит к концу сезон малины 2020. В садах собирают остатки урожая, а в некоторых садах сезон уже завершился. Для подведения итогов этого сезона и обсуждения дальнейших планов EastFruit связался с производителями. Как оказалось, пандемия негативно отразилась и на реализации малины, тем не менее, качественная малина всё же продавалась. Как отмечают производители в ходе опросов, важным фактором для развития сектора является улучшение качества ягоды, а также органическое производство малины на экспорт.
Компания Georgian Berries Ltd в Марнеули (Восточная Грузия) обновит плантации малины
Соучредитель Georgian Berries Ltd Тэя Кутателадзе, с помощью господдержки, в регионе Квемо Картли (Восточная Грузия), в Марнеули заложила плантацию органической ягоды в 7 га, где под малину отведено 3 га. На её плантациях сбор урожая малины завершился уже в сентябре. Небольшой урожай на плантациях всё ещё есть, хотя реализация в таких объёмах производителю невыгодна. В этом году компания собрала около 4 тонн малины, которая в основном распродалась в сети супермаркетов под брендом «Планта». В этом году цены на малину для компании составляли от 3 до 6 лари и зависели от спроса на рынке в конкретный момент. В нынешнем году пандемия внесла свои коррективы. По словам Тэи Кутателадзе, в супермаркетах спрос упал, и поэтому урожай удалось реализовать в небольших количествах. Из-за пандемии весной в Марнеули ввели строгие правила ограничения передвижения. Как вспоминает предприниматель, в этот период им особенно трудно было работать на плантации.
Тэя Кутателадзе поделилась своим видением проблем в секторе и дальнейшими планами компании. По её словам, нынешний урожай очень маленький, в сравнении с тем, что стандартно должны выдавать плантации подобных размеров. Причиной тому она называет некачественные саженцы. Как оказалось, это были устаревшие сорта и, к тому же, малоурожайные. По мнению Тэи Кутателадзе, до участия в государственной программы поддержки выращивания ягод, специалистам следовало изучить современные сорта малины и только потом приступать к осуществлению программы, которая бы предложила фермерам саженцы, соответствующие почвенно-климатическим условиям регионов. Производитель не сомневается в экспортном потенциале органической малины, но для этого в Грузии необходимо производство качественной биопродукции.
А главным фактором получения органической продукции являются современные сорта, качественные саженцы и здоровая почва. Со следующего сезона у Georgian Berries новые планы по улучшению качества. В первую очередь — поэтапное замещение уже посаженной плантации. В будущем году компания планирует обновить полгектара плантации, саженцы для которой подбирала самостоятельно, в результате наблюдений за сортами малины в различных садах региона, и которые на данном этапе приобретёт в местном питомнике, поскольку финансово не сможет обеспечить импорт саженцев. Также Georgian Berries планирует наладить масштабное производство компоста, сделав его доступным для других фермеров.
Читайте также: Унаби (зизифус): перспективы развития чудодейственной культуры в Грузии
Кооператив Agrostore Raspberry занимается маркетингом, продвигая свой бренд, и готовится к пробным экспортным поставкам
В компании Agrostore Raspberry с плантацией площадью в 2,5 га, которая находится в регионе Кахети (Восточная Грузия), сбор малины продолжается, хотя объем урожая, меньше ожидаемого. Согласно предварительным подсчетам, на данный момент компания собрала 7,5 тонн урожая. Глава Agrostore Raspberry Зураб Алавидзе доволен и качеством урожая. Кооператив проходит переходной период органического производства и с самого начала пытается позиционировать себя на рынке, что даёт возможность продавать урожай по сравнительно высокой цене. Agrostore реализовала урожай малины в сети супермаркетов под брендом «Сиамо». По оценке Зураба Алавидзе, пандемия негативно отразилась на спросе. Малина «Сиамо» на данном этапе поступает и на аграрные рынки Тбилиси. Это решение принято руководством кооператива в конце сезона, из-за сокращающегося количества урожая ягоды. Хотя продажами на продовольственном рынке производитель доволен и рассчитывает, что со следующего сезона поставки малины на рынки будут постоянными.
Компания также развивает и экспортное направление. На начальном этапе — небольшой экспорт малины в Индию. Как пояснил Зураб Алавидзе, в данном случае их цель – проверить устойчивость продукта к транспортировке. Кроме того, уже подготовлены пробные образцы малинового соуса, органического джема (с заменителем сахара) и чая из листьев малины. По заверению Зураба Алавидзе, спрос уже есть и уже со следующего года они планируют приступить к продажам на платформе Amazon. Собственного перерабатывающего производства у кооператива пока нет, и поэтому на данном этапе ведётся подбор производства, где с соблюдением международных стандартов можно будет изготавливать названную продукцию. В ближайших планах кооператива – закупка собственного упаковочного оборудования, поскольку экспорт без надлежащей упаковки немыслим. В долгосрочных планах — строительство собственного перерабатывающего предприятия и производство сухофруктов.
Компания Berri-Berri: небольшой урожай и новые каналы продаж
Компания (партнёрство) Berri-Berri уже второй год находится на этапе перехода к органическому производству. Со следующего года компания получит сертификат на органическое производство малины. Малиновые плантации компании расположены на площади в 5 гектаров в Марнеули, в регионе Квемо Картли (Восточная Грузия). Двухлетняя плантация уже в этом году дала 4 тонны урожая. Как заявляет представитель Berri-Berri Александр Вашакидзе, в этом году, несмотря на пандемию, с реализацией урожая проблем не было, поскольку малина Berri-Berri отличается своими визуальными и вкусовыми качествами. Продажи осуществлялись как через интернет–магазины, так и в сетях супермаркетов и кондитерских. Цена малины составляла от 8 до 9 лари. Как замечает Александр Вашакидзе, в этом году у них не было проблем с реализацией из-за небольших объёмов урожая. В следующем году в компании прогнозируют 5-6 тонн с гектара. По мнению представителя Berri-Berri, по мере увеличения урожая местный рынок станет более насыщенным, и качеству урожая будет уделяться больше внимания. Понадобятся больше перерабатывающих производств, наличие холодильных хозяйств с шоковой заморозкой, менее качественную малину будет обрабатывать линия по переработке малины, а малина более качественная, будет продаваться на свежем рынке. По его словам, в Грузии уже есть несколько производств по переработке ягод, но предлагаемые ими цены, фермерам невыгодны. Конкуренция между перерабатывающими предприятиями низкая и, соответственно, фермерам приходится соглашаться на их условия. Производитель беспокоится, что из-за проблем с реализацией скоропортящейся ягоды, часть фермеров подумывает о замещении культуры.
Для дальнейшего развития сектора Александр Вашакидзе считает важным фактором качество и выражает надежду, что в скором будущем увеличится количество плантаций с современными сортами малины.
Согласно официальным данным, в течение последних 4 лет урожай малины в Грузии возрастает. И если в 2016 году в стране производилось 0,2 тысячи тонны малины, то в 2019 году эта цифра составила 0,6 тысяч тонн.