Команда EastFruit вспоминает главные события 2020 года и анализирует, какое влияние они могут оказать развитие ягодного бизнеса в 2021 году, как в глобальном, так и в региональном контексте.
Несмотря на пандемию коронавируса, снижение доходов населения и усложнение логистики, торговля ягодами в 2020 году процветала. Забота о здоровье и иммунитет, невзирая на затраты, стала главной причиной резкого роста потребления ягод, которые большинство людей считает одними из наиболее полезных видов фруктов для здоровья.
В этой связи наибольшую поддержку получила голубика – ягода, торговля которой растёт быстрее всего. По нашим предварительным оценкам, мировая торговля голубикой в 2020 году выросла не менее чем на 16-18%, и превысила $4,5 млрд! А это значит, что объём мировой торговли свежей голубикой уже минимум на $1,2 млрд превышает объём мировой торговли свежей земляникой садовой!
Особенно впечатляющим был рост импорта голубики в такие страны как Россия – почти на 70% за год, Швеция – на 45% за год, Эстония – более, чем в 2,5 раза и Литва – в два раза! Интересно, что импорт свежей голубики в Эстонию теперь лишь немного уступает объёму импорта голубики в Швецию.
Соответственно, главным событием рынка была смена мирового лидера по объёму экспорта, которым стала Перу. В 2020 году, по оценкам EastFruit, Перу упрочит своё лидерство на мировом троне ведущих экспортёров голубики, продолжая наращивать экспорт быстрее, чем любая другая страна мира.
Кстати, учитывая тенденции интереса потребителей к ягодам, которые рассматриваются как «суперфуд», в новом, ещё более позитивном свете предстаёт жимолость. Фанаты этой ягоды считают, что жимолость даже может повторить успех голубики на мировом рынке ягод, однако, очевидно, для этого потребуется немало времени и усилий по улучшению селекции жимолости. Будут нужны более лёжкие сорта, которые легче убирать вручную с более прогнозированными результатами выращивания, при сохранении высоких вкусовых качеств.
Возвращаясь в наш регион, отметим прогресс Грузии, о котором мы много писали! EastFruit оценивал экспорт голубики из Грузии в 630 тонн однако окончательные цифры были ещё больше – экспорт составил около 665 тонн, или в 3,4 раза больше, чем в 2019 году.
А вот Украина, которая до 2020 года была в мировых лидерах по темпам роста экспорта голубики резко сдала позиции, снизив экспорт более, чем в полтора раза до 1,2 тыс. тонн. Главной причиной снижения экспорта, конечно, стали потери урожая от заморозков, но и внутренний рынок продолжал расти. Поэтому украинские ягодники получили более высокие цены на все виды ягод. В начале сезона цены на голубику и вовсе были почти в два раза выше, чем в 2019 году. Польша тоже пострадала от заморозков и тоже, по нашим оценкам, снизила объём экспорта голубики в физическом выражении, но очень незначительно. А вот экспорт голубики из Польши в стоимостном выражении вырос.
Высокий уровень цен подстегнул уровень интереса к закладке новых плантаций голубики в Украине, площадь которых может вырасти втрое в ближайшие годы. Особенно интересными для украинских садоводов оказались и технологии выращивания голубики в контейнерах, однако климатические условия Украины делали такую технологию рискованной в большинстве регионов.
В этом контексте большой интерес на рынке вызвало уникальное исследование от АПК-Информ: овощи и фрукты «Рынок голубики высокорослой в Восточной Европе-2020», показывающее полную картину по сортам, площадям, технологиям, объёмам производства, экспорта, импорта и т.п. для Украины, России и Беларуси. Информация собрана напрямую от почти всех ведущих производителей данных стран, а не из официальной статистики, и многие выводы исследования оказались откровением для аналитиков EastFruit.
Цены на другие виды ягод в регионе также были благоприятными в 2020 году. Заморозки, например, полностью перекроили ситуацию на рынке земляники садовой в Украине и Польше. Цены на землянику были высокими.
Заморозки затронули и малину, однако ещё большее влияние на цены малины в Украине повлияло сокращение площадей в 2019 году при резком росте мощностей заморозки. Соответственно малина тоже была дорогой, причём не только в Украине. Экспортные цены на малину тоже выросли, а с ними и выручка от экспорта замороженной малины украинского производства, несмотря на сокращение объёмов. Однако аномальная тёплая осень в Украине оказалась настоящим подарком для тех фермеров, кто выращивал ремонтантную малину – ведь многие продолжать убирать свежую малину в ноябре, её активно и успешно продавали сети супермаркетов, а заморозчки продолжали малину перерабатывать. Так что ремонтантная малина в 2020 году точно принесла хорошие доходы фермерам Украины и Молдовы.
Здесь же стоит упомянуть об ещё одном важном событии для ягодного бизнеса Украины – Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА), которая всегда делала большой акцент на продвижении экспорта украинских ягод, сменила руководство. Президентом УПОА стал один из наиболее известных ягодников региона, Тарас Баштанник, а ягодный комитет УПОА возглавил Евгений Харлан из iBerry. Ассоциация планирует интенсифицировать работу в ягодном направлении, в частности стимулировать инвестиции в ягодный бизнес, продвигать кооперацию производителей ягод по экспорту, доработке и переработке и повышать профессиональный уровень производителей ягод Украины.
В Молдове ягодный бизнес развивался не так активно. Например, промышленных плантаций голубики в стране буквально «раз, два и обчёлся», точнее вторая появилась лишь в 2020 году. Новым стимулом для развития ягодного бизнеса Молдовы станет возможность использования подземных скважин для орошения садов, ягодников и виноградников.
Ну и банкротство крупнейшего производителя голубики Грузии Vanrik Agro вызывало бурную международную реакцию, в т.ч. и благодаря сбалансированным публикациям EastFruit. Вот материалы в хронологическом порядке: аукцион о банкротстве, обвинения одной стороны и обвинения другой стороны. Похоже, сезон 2020 оказался для нового владельца успешным, потому что Foresight Investment Group, выкупивший активы Vanrik Agro, по окончанию сезона, пообещал расширить плантацию до 260 гектаров.
Подводя итоги 2020 года для ягодного бизнеса, Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента ФАО, обращает внимание на два важных для будущего развития аспекта – кооперация и доступ к рыночной и технологической информации.
«Ягодный бизнес развивается очень быстро, и в нём нет вечных догм, которые нельзя опровергнуть научно-техническим прогрессом. Поскольку ягодный бизнес сейчас показывает самый быстрый рост в секторе, именно ягодники привлекают максимальные инвестиции в R&D, а именно в автоматизацию технологий выращивания и уборки, селекцию и адаптацию сортов к новым климатическим зонам, в улучшение их резистентности к вредителям и болезням, повышение продуктивности, вкусовых качеств и транспортабельности. В этих условиях успешный ягодный бизнес должен иметь обязательный и постоянный доступ к технологическим и маркетинговым новинкам, а значит, все специалисты компаний должны хорошо знать английский язык. Они также должны внимательно отслеживать ситуацию на рынке, причём пользоваться при этом профессиональными независимыми исследованиями, а не бесплатной информацией из сети или расчётами заинтересованных поставщиков», — говорит Андрей Ярмак.
«Также нужно отметить крайне маленький размер даже крупных производителей ягод в нашем регионе. Ведь очень важно иметь возможность отгружать партии от 10 до 20 тонн в день, если мы хотим ориентироваться на экспорт и быть конкурентными. А таких производителей практически нет. Поэтому нет альтернативы кооперации даже для крупных фермеров, выращивающих ягоды. И именно поэтому мы так долго и упорно продвигали улучшения в украинское законодательство по кооперации и рады, что в 2020 году они были утверждены», — поясняет экономист ФАО.
Говоря о рыночных приоритетах для экспортёров ягод, он советует разделять заморозку и свежий рынок. «Свежие ягоды, конечно, выгоднее всего сейчас поставлять в страны Евросоюза. И здесь, я считаю, что у Украины и Молдовы наибольшие нереализованные возможности в выращивании и экспорте малины и ежевики, даже если для этого нужно делать летние теплицы. Ну и, конечно же, свежая голубика будет ведущей позицией экспорта свежих ягод для Украины и Грузии. При этом Грузия будет всё больше ориентироваться на РФ, хотя её рыночное окно привлекательно настолько, что даже при закрытии рынка ЕС, грузинская голубика останется конкурентной и на рынке Украины и на Ближнем Востоке и даже в странах ЕС. Украина, вероятнее всего, со временем сможет поставлять контейнерные партии голубики морем в страны Ближнего Востока, выходя напрямую на крупных покупателей и оптимизируя логистику, но это может случиться не скоро. Пока же стоит развивать экспорт авиатранспортом в страны Юго-Восточной Азии и на Ближний Восток, чтобы закрепиться на этих рынках», — поясняет г-н Ярмак.
«При этом заморозка ягод – это по-прежнему одно из наиболее перспективных направлений развития рынка. С падением мировых цен на голубику в ближайшие годы, замороженная голубика тоже станет привычной категорией экспорта. Я бы всё-таки обратил внимание, прежде всего, на страны Юго-Восточной Азии, где сегмент замороженных ягод имеет огромные перспективы, и где есть вся инфраструктура, но он совершенно пока не развит просто потом, что большинство потребителей не знают о существовании замороженных ягод. Поэтому небольшие сравнительно инвестиции в развитие этого рынка могут дать отличные результаты для производителей ягод, особенно для замороженной малины из Украины, Сербии, Польши и Боснии и Герцеговины», — поясняет эксперт ФАО.
В целом же, по мнению аналитиков EastFruit, в 2021 году мы можем увидеть резкое увеличение предложения многих видов ягод на рынке, если не будет природных катаклизмов. Прежде всего, речь о голубике, производство которой в Испании, например, может оказаться на 50% выше прошлогоднего. Украина и вовсе может удвоить объёмы производства в 2021 году. Поэтому, вероятность того, что цены на большинство видов ягод будут ниже, чем в прошлом сезоне, остаётся очень высокой. Также многое будет зависеть от развития ситуации с коронавирусом, которая по-прежнему остаётся достаточно тяжёлой.