Новости

Существующему бизнесу безопаснее расширяться за счёт кредитных ресурсов — Андрей Ярмак

Вопрос поиска компромисса между бизнесменом и инвестором в плодоовощном бизнесе – это огромный вызов для постсоветских стран. Ведь бизнес-культура государств этого региона такова, что каждый привык отвечать сам за себя. Именно поэтому партнерство очень часто заканчивается разрушением контактов и бизнеса. Исходя из этого, к вопросу поиска инвестора нужно подходить очень взвешенно и осторожно. Об этом заявил экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак сегодня, выступая перед участниками Национальной конференции «Плодоовощной сектор Молдовы – лучшие инвестиционные ниши», которая проходит в Кишиневе. Конференция организована ФАО, ЕБРР, Международной платформой развития плодоовощного бизнеса East-Fruit.com, также FARM.

«Когда я слышу о поиске инвесторов от владельцев различных бизнесов в постсоветстких странах, то зачастую, речь идет о поиске бесплатных денег и отсутствии желания делиться чем-либо в будущем. К слову, ранее это многим удавалось, но сегодня это сделать все сложнее»,- говорит Андрей Ярмак.

Он также добавил, что часто к нему, как к экономисту инвестиционного департамента ФАО, обращаются владельцы плодоовощного бизнеса с вопросом помощи в поиске инвестора.  «В процессе общения с предпринимателями мы часто приходим к тому, что безопаснее и выгоднее найти кредитные ресурсы. Это даст бизнесу развиваться в соответствии с бизнес-планом и стратегией»,- говорит экономист ФАО.

При этом, говоря об инвестициях  в плодоовощном бизнесе, в своем выступлении Андрей Ярмак  разделяет их на два типа. Первый тип, это так называемые инвестиции Greenfield, startup, «с нуля». Они основываются на построении полностью нового бизнеса. В свою очередь инвестиции типа Brownfield предусматривают привлечение дополнительных средств для развития уже существующего бизнеса.

«Разумеется, инвестиции «с нуля» являются более рискованными. Но необходимо сказать, что большинство садоводческих проектов как раз легче начинать именно так, ведь в плодоовощном бизнесе все очень быстро меняется.

Почему яблочный сад в Италии живет в среднем 7 лет? Потому что меняются сорта, технологии и появляется возможность заработать больше на этой же земле»,- поясняет экономист ФАО.

Выступая перед участниками конференции, Андрей Ярмак подробно останавливается и на описании инвестиций формата «Деньги+» и специфики их использования в плодоовощном сегменте.

«Деньги по своей сути бывают разными. Вопрос заключается в способе их идентификации. Существуют деньги, которые вы заработали в этом бизнесе, и реинвестируете их туда же. Это самые качественные деньги, потому что они пришли с опытом и поэтому каждая ваша последующая инвестиция будет более качественной. Соответственно это дает вашему бизнесу почву для устойчивого развития в дальнейшем.

Слияние с компаниями того же профиля также может быть хорошей инвестицией формата «Деньги+». В этом случае вы получаете большую рыночную мощность, но уменьшаете контроль над бизнесом или же полностью его теряете»,- разъясняет Андрей Ярмак.

В свою очередь привлечение финансового инвестора из другого бизнеса на самом деле, очень часто, является инвестицией формата «Деньги минус». Это объясняется тем, что финансистам зачастую очень трудно понять сегменты бизнеса, где цены на продукцию могут меняться десятки раз за сезон, или же фактор погодных условий, быстрой порчи продукции и т.д.

«Финансовый инвестор смотрит на цифры, не понимая, что происходит в саду. Именно поэтому это «Деньги минус», так как такой подход может помешать развитию бизнеса.

Читайте также: Фермерам стоит применять в бизнесе нишевые подходы Илона Маска — Андрей Ярмак

Тем не менее, это не всегда плохо. К примеру, ЕБРР имеет большой инвестиционный портфель в сельском хозяйстве и специалистов, которые понимают специфику данного бизнеса, разбираются в вопросах экспорта, маркетинга»,- отмечает спикер конференции.

Инвестициями формата «Деньги минус» является и привлечение партнера из другой отрасли, так как сторонний инвестор предоставляет возможность расти бизнесу быстрее, но с высоким уровнем риска. Кредиты же дают возможность расти медленнее, но устойчивее.

В своем выступлении Андрей Ярмак обращает внимание участников конференции на некоторые интересные инвестиционные ниши в плодоовощном бизнесе Молдовы, отмечая, что необходимо ориентироваться при выборе каналов реализации продукции на растущие, а не падающие рынки. Ведь именно на них есть возможность получить более высокую стоимость за свою продукцию.

«К числу таких ниш относится яблоко-премиум. Этот рынок в мире растет несмотря на то, что мировой рынок яблока в целом падает. То есть ваша продукция будет пользоваться спросом, если будет соответствовать стандарту премиального качества.

Ранний виноград также является перспективной нишей в Молдове по причине близости страны к черноморским курортам Украины и Румынии, где всегда есть спрос на данную продукцию.

Прекрасным, хотя и непростым с технологической точки зрения, является бизнес по заморозке овощей и ягод.

Интересной нишей является выращивание свежей малины при условии дальнейшего экспорта в ЕС, где нет закупочной цены ниже 3 евро/кг. То есть, это дает возможности для получения суперприбыли»,- рассказывает Андрей Ярмак, добавляя, что к перспективным инвестиционным нишам в плодоовощном секторе Молдовы стоит отнести черешню, фундук, миндаль, тепличные овощи и ягоды.

«Самый простой способ идентификации рыночных ниш – использование статистики международной торговли. Это даст возможность сравнить цены на разные виды продукции экспортируемой из Молдовы с тем, что могут получить другие страны, находящиеся в похожем климатическом поясе.

Кроме того, существует правило «4 евро». Оно заключается в том, что сравнив розничные цены в магазинах ЕС и увидев там продукцию стоимостью около 4 евро, которую можно выращивать в Молдове, это значит, что, скорее всего, вы можете успешно заниматься данным видом продукции и экспортировать»,- поделился мнением Андрей Ярмак.

При этом экономист ФАО призвал представителей плодоовощного бизнеса Молдовы обязательно учитывать ряд моментов при планировании развития.

«Никогда не разрешайте продавцам саженцев составлять для вас бизнес-планы. Это очень дорого.

Кроме того, цены на продукцию, которые озвучивают при бизнес-планировании, как правило,  предполагают доработанный и готовый продукт, а в бизнес-плане, обычно, есть затраты только на производство сырья.

Помните, что если вы слышите от кого-то предложение относительно инвестирования в выращивание той или иной культуры с неограниченным спросом, то скорее всего перед вами шарлатан, ведь неограниченного спроса просто не бывает, его не существует в природе.

Также необходимо понимать, что маркетинг не бывает бесплатным. В большинстве случаев, когда я вижу бизнес-планы составленные в Молдове или Украине, у меня создается впечатление, что люди не собираются зарабатывать деньги по ним, так как отсутствуют затраты на маркетинг. То есть, бизнесмены ставят затраты в надежде, что они сами в дальнейшем конвертируются в деньги, но так не бывает. Именно поэтому существует огромная разница в ценах на продукцию, произведенную в Молдове и ряде других стран – молдавский производитель теряет на маркетинге гораздо больше, нежели зарабатывает на производстве. Улучшив же уровень маркетинга можно увеличить прибыль в 3-4 раза»,- сказал Андрей Ярмак.

По его словам, когда многие  производители говорят о необходимости экспорта, необходимо понимать, что затраты на системный экспорт одной компании составят от $100 тыс. в год и более. Это деньги, которые вкладываются в рекламу, наем профессиональных сотрудников, участие в выставках. Соответственно, если объёмы продаж невелики, экспорт вполне может быть убыточным.

«Естественно, эти деньги нужно заработать и исходя, в том числе, из этого плодоовощной бизнес Молдовы никуда не денется от кооперации. Кооперация крупных молдавских производителей  это неизбежное будущее»,- резюмирует специалист.

В рамках конференции состоится Международный торговый форум, во время которого пройдут двусторонние встречи молдавских производителей и экспортеров столового винограда, яблок, слив, ягод с импортерами из Украины, России, Румынии, Беларуси, Испании, Франции и другими.

Катерина Зверева, East-fruit.com

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?
Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [1.23 MB]


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий