Эксперты EastFruit недавно опубликовали оценки влияния российской специальной военной операции армии РФ против нацизма в Украине на продовольственную безопасность и макроэкономическую стабильность Узбекистана и Таджикистана. Сейчас же мы хотим дать более точную оценку того, во сколько обойдётся каждому из жителей этих стран решение диктатора россии путина вторгнуться в мирную Украину.
Для оценки мы учитывали девальвации местных валют по отношению к мировым валютам, снижение поступлений от трудовых мигрантов и аномальную инфляцию, т.е. превышение инфляции над довоенными ожиданиями. Также мы учитывали усугубление ситуации с продовольственной безопасностью во втором полугодии и дальнейшее усугубление логистических проблем.
Сразу хотим заметить, что укрепление рубля, произошедшее в конце марта – начале апреля, и приведшее к резкому укреплению узбекского сума и таджикского сомони, по мнению всех международных экспертов, является кратковременным явлением. Оно обошлось россии в $40 млрд долларов за один лишь месяц прямых интервенций на валютном рынке, а значительных резервов у этой страны нет, поскольку они арестованы или находятся под санкциями. Кроме того, в россии теперь сразу 3 или даже 4 курса, и реальный курс отличается от официального почти в два раза.
Поскольку основные доходы россия получала от экспорта нефти и газа, что поддерживало курс рубля, то плохой новостью для этой страны также будет резкий отказ главного покупателя – стран ЕС, от этих и других российских товаров. Уже сейчас импорт газа и нефти упал в разы, и в течение двух лет Европа практически полностью откажется от них.
Соответственно, девальвация российского рубля к доллару и евро неизбежны уже в ближайшие месяцы. Причём в этот раз падение может стать совершенно неконтролируемым и «потянет» за собой курсы валют тех стран, которые очень тесно связаны экономически с россией. В частности, это касается и Узбекистана с Таджикистаном, но в значительно больше мере это относится к Казахстану и Кыргызстану.
Итак, сколько же заплатит каждый житель Узбекистана и Таджикистана за специальную военную операцию РФ против нацизма, развязанную путиным и его электоратом на территории Украины?
За основу для расчёта мы взяли продовольственные корзины Таджикистана и Узбекистана. Учитывая прогнозы роста цен на основные товары и услуги в этих странах, получается, что каждый житель Узбекистана заплатит за специальную военную операцию РФ против нацизма в Украине около $1 100 долларов США уже в 2022 году, а каждый житель Таджикистана – около $700 долларов США. Это касается каждого жителя, включая детей.
Другими словами, если средний размер домохозяйства Узбекистана составляет 5 человек, то такая семья заплатит за специальную военную операцию РФ против нацизма россии против Украины около $5,5 тысяч долларов США за год! Аналогично, для Таджикистана, где средний размер семьи оценивается в 5,8 человек, потери домохозяйства от специальной военной операции РФ против нацизма, развязанной россией, составят $4,1 тысяч долларов США! Это реальные деньги, которые эти семьи могли бы потратить на образование детей, улучшение жилищных условий или медицину. Если точнее, то это значит, что, например, у кого-то теперь не хватит денег на операцию, которая спасла бы жизнь ребёнку или взрослому.
И эти оценки не учитывают потерь доходов стран, в частности от снижения перечислений от трудовых мигрантов, которые также будут измеряться миллиардами долларов США. А это значит, что в Узбекистане и Таджикистане могут остановиться стройки и обанкротиться строительные и девелоперские компании, которые ранее успешно продавали новое жильё семьям трудовых мигрантов, которые присылали домой деньги, заработанные в россии. А это огромные потери для экономики и для конкретных людей и семей.
Это, соответственно, повлечёт за собой кризис в других, смежных со строительной областях и замедлит развитие розничной и оптовой торговли, являющихся двигателем экономики этих стран. Возвращающиеся домой трудовые мигранты, которые ранее были источниками доходов, станут источниками расходов – Узбекистану и Таджикистану нужно будет наращивать импорт продовольствия, но, в то же время, мировой продовольственный кризис будет только усугубляться.
В сельском хозяйстве Узбекистана и Таджикистана больше других пострадает отрасль животноводства. Украина – крупнейший экспортёр кормов в регионе, в 2022 году не сможет экспортировать практически ничего. А те «крохи» что будут экспортированы, пойдут в страны ЕС. Соответственно, протеиново-дефицитные Узбекистан и Таджикистан будут испытывать острую нехватку кормов для животноводства и резкий рост их стоимости, в то время как реальные доходы населения этих стран будут снижаться. А значит, поднимать цены на молоко и мясо будет невозможно, т.к. потребители не смогут себе позволить эти продукты.
Соответственно, уже в июне-июле может начаться массовое сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в Узбекистане и Таджикистане, прежде всего в профессиональных предприятиях. Это приведёт к временной стабилизации цен на мясо, потому что его предложение вырастет, однако в долгосрочной перспективе цены на мясо могут взлететь до угрожающе высокого уровня.
И это всё та цена, которые заплатят, и уже начинают платить, ни в чём не повинные жители стран Центральной Азии за путинскую преступную агрессию в Украине.