Актуально Новости Эксклюзив

Почему бананы для украинских супермаркетов важнее картофеля и как это изменить?

По данным аналитиков EastFruit, всего лишь около 5% картофеля, который потребляют жители Украины, продавался в 2019 году предприятиями розничной торговли, из которых лишь чуть более половины приходится на продажи в сетевой рознице, т.е. сетях супермаркетов страны. Остальной картофель продаётся на рынках и в стихийных точках реализации, а также производится самими потребителями или их родственниками и не проходит фазу товарно-денежного обмена. Для сравнения, сетевая розница продаёт до половины всех потребляемых в Украине бананов.

Такие данные из первого фундаментального исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией озвучил Фёдор Рыбалко, международный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в ходе Первого международного Ритейл Форума в рамках #FTrade Club 2021, состоявшегося в Киеве в начале декабря 2021 года.

«Картофель является лидером объёмов продаж в натуральном выражении, но по выручке картина другая, там картофель не попал даже в ТОП-5 продуктов, несмотря на высокий уровень цен на него, а банан, наоборот, занял первое место по выручке от продаж», — говорит Фёдор Рыбалко.

В чём же причина того, что потребители предпочитают покупать картофель в некомфортных условиях стихийной торговли, а не в сетях супермаркетов страны?

Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), считает, что виноваты в этом, прежде всего, сами сети супермаркетов. «Очевидно руководство сетей супермаркетов, которое не опускается до вопросов торговли таким базовым продуктом как картофель, просто не осознает, что именно картофель приводят к недополучению миллиардов гривен выручки. Потребитель, видя нечто грязное и низкокачественное на полке вместо картофеля, вынужден идти на рынок в поисках качественного товара. Мы многократно проверяли это – цены на картофель на организованных и стихийных рынках Украины всегда значительно выше, чем в супермаркетах, поэтому потребителей, даже в столь небогатой стране, как Украина, отпугивает не цена, а качество картофеля в сетях супермаркетов. Они готовы идти на рынок, тратить своё время и платить больше за более качественный, чистый и калиброванный картофель!» — говорит эксперт ФАО.

Читайте также: Украина: топ-10 главных событий плодоовощного бизнеса Украины в 2021 году (часть II)

Эксперт отмечает, что грязный картофель в супермаркетах Украины не соответствует даже существующим минимальным государственным стандартам безопасности продукции, не говоря уже о международных. А вот сети супермаркетов России уже более 10 лет назад отказались от грязного картофеля на полках, что привело к динамичному развитию местного производства. Поэтому Украина в последние годы и импортировала картофель из РФ.

По мнению Андрия Ярмака, именно низкое качество картофеля в Украине является главной причиной периодических обвалов цен на него и невыгодности выращивания, сменяющихся периодами массового и масштабного импорта. В своём резонансном блоге он приводит даже подробные расчёты того, сколько миллиардов теряют и супермаркеты, и сами картофелеводы вследствие столь несерьёзного подхода к управлению качеством картофеля.

«Очевидно, что именно супермаркеты могут и должны сделать первый важный шаг – принципиально не допускать на полки некачественный и грязный картофель. Я уверен, что они не только не снизят продажи картофеля, но и смогут его нарастить. Более того, у них повысится средний чек в целом по сети, потому что покупатели перестанут уходить на базары за качественным картофелем. А картофелеводы будут просто вынуждены улучшать его качество, ведь основная часть проблем качества картофеля формируется в поле во время выращивания, и даже до этого – из-за низкого качества семенного картофеля», — говорит Андрий Ярмак.

Часто приходится слышать слова украинских фермеров о том, что выращивать картофель «экспортного» качества слишком дорого и сложно. Однако платят они за это многомиллиардными потерями в сезоны перепроизводства, например в текущем сезоне 2021/22 годов. Ведь украинский картофель не может экспортироваться практически никуда именно потому, что не соответствует минимальным стандартам качества.

Информацию же о сложностях выращивания качественного картофеля во время крупнейшей плодоовощной конференции «Овощи и фрукты Украины 2021» подтвердил Томас Карпентер, картофелевод из Ирландии. Его опыт выращивания картофеля в Украине и показатели дефектов, которые получались у него на украинских полях по сравнению с тем, что получают украинские коллегами, стали настоящим откровением для многих.

«Украина может и должна выращивать качественный картофель и экспортировать его», сказал Томас Карпентер во время своей презентации. Эксперты же EastFruit уверены, что с ростом качества картофеля, его удельный вес в продажах сетей супермаркетов Украины также будет расти.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий