Голубика является одним из самых трендовых продуктов в мире. Доказательством тому служат показатели роста мирового экспорта этой ягоды ежегодно на 14% и на $ 480 млн. Впрочем, на этом очень радужном фоне, Украина, входящая в число мировых лидеров по расширению площадей, неожиданно оказалась в незавидной тройке стран лидеров-стран по темпам падения экспорта голубики. Среднегодовые темы сокращения украинского экспорта за голубики составляют на 16% в год.
Об этом сообщил экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрий Ярмак во время ягодной конференции FTrade Berry Club 2021, которая проходит сегодня в Киеве при поддержке ФАО и ЕБРР. Организатором события выступает проект «АПК-Информ: овощи и фрукты». Международная плодоовощная аналитическая платформа EastFruit, агромедиа-агентство Sapienza являются информационными партнерами мероприятия.
«Фактически голубика сегодня, по темпам ежегодного прироста продаж уступает лишь авокадо, являясь мировым бестселлером. Ежегодно экспортируется около 700 тыс. тонн голубой ягоды на $4 млрд», — приводит статистические данные Андрий Ярмак.
«Страны Азии и Евросоюз являются наиболее динамично растущими рынками сбыта для свежей голубики. При этом пандемия коронавируса, несмотря на опасения ягодников, не только не снизила спрос на эту самую дорогую в мире ягоду, а, наоборот, резко его подняла. Это произошло потому, что потребители во всём мире озаботились собственным здоровьем и узнали, что голубика относится к числу наиболее полезных видов фруктов»,- поясняет Андрий Ярмак.
Почему же так плохо шли дела с экспортом голубики из Украины? Есть ли вообще у Украины какие-либо шансы и стратегические перспективы на этом ягодном рынке?
Чтобы ответить на этот вопрос, экономист ФАО предложил для начала оценить перспективы выращивания голубики в различных регионах мира. «Плохая новость для украинских производителей в том, что неплохие перспективы выращивания голубики практически в любой точке мире — первые плантации появились уже даже в ОАЭ.
Сегодня мы можем видеть большой рост заинтересованности в выращивании голубики в Узбекистане и других странах Центральной Азии, где есть абсолютно все условия для производства ягоды с целью дальнейшего экспорта. Конечно, быстрее всего растёт производство голубики в странах Южного Полушария, которые могут получать высокую цену за ягоду, поставляя его в богатые страны Северного Полушария в зимний период. Однако наибольшей потенциальной угрозой для них я считаю страны Субсахарской Африки. Правда неплохие перспективы в Африке не всегда материализуются, однако имеют самую дешевую и самую короткую в мире морскую логистику к двум важнейшим рынкам сбыта голубики к Азии и к странам Ближнего Востока. Кроме того, среди преимуществ этого региона стоит отметить достаточное количество земельных и водных ресурсов, также дешевую рабочую силу в избыточных количествах и идеальный климат для получения урожая голубики в любой сезон, что позволяет выбирать наиболее привлекательные рыночные «окна». Кстати, в Субсахарской Африке растет и внутренний рынок потребления голубики, что всегда является немаловажным подспорьем для ягодного бизнеса», — отмечает Андрий Ярмак.
Ещё одна интересная, по мнению эксперта, тенденция – это быстрый прогресс в сфере технологий закрытого грунта, которые позволяют выращивать в тепличных условиях всё больший ассортимент сельскохозяйственных культур. Поэтому уже сейчас в мире появляется много проектов по выращиванию внесезонной голубики вблизи крупных рынков сбыта. И здесь главный фактор, по мнению Андрия Ярмака – это более высокие вкусовые качества ягоды по сравнению с голубикой, которая проехала тысячи миль по океанам и морям и была убрана не в самой высокой фазе спелости. Также немаловажно, что подобные проекты позволяют снизить вредные выбросы в атмосферу в связи со снижением расстояния транспортировки продукции, а это всегда большой репутационный плюс для розничных сетей. Также нужно учитывать, что в теплице можно получить более высокий урожай голубики с меньшим количеством обработок для защиты от вредителей и болезней.
Производство тепличной голубики пока что можно сравнить с небольшим ручейком, но, Андрий Ярмак уверен, что со временем эта тенденция перерастет в настоящую реку. Ведь голубика – это, пока что, весьма дорогая ягода.
Если говорить о наиболее успешных странах-экспортерах голубики, то лидером с огромным отрывом от других является Перу с ежегодным показателем роста внешних продаж этой ягоды 35 тыс. тонн! Для сравнения, в свой лучший экспортный сезон, Украина экспортировала чуть более 2 тыс. тонн голубики! Также Андрий Ярмак выделил динамичный рост экспорта голубики из стран, которые пока что «не на слуху» в голубичном бизнесе. Он предложил обратить внимание, прежде всего, на Румынию, Сербию, Зимбабве и Грузию.
А что Украина?
«Во-первых, надо понимать, что Украина на сегодня не имеет никаких стратегических преимуществ в голубичном бизнесе. Например, климат в нашей стране хуже подходит для выращивания ягоды, чем в ЕС – это негативно отражается на показателях урожайности. Также, играет определенную негативную роль и то, что почти все элементы технологий украинского ягодного рынка имеют импортное происхождение. Более того, если раньше вопрос рабочей силы был преимуществом украинских садоводов-ягодников, то сегодня рабочей силы не хватает, и она уже не сильно дешевле, чем в ЕС. А если посчитать более низкую урожайность голубики, то её уборка в расчёт на 1 гектар у нас и вовсе может обходиться дороже, чем в Евросоюзе. К тому же инвестиционный климат в Украине – худший в Европе.
Положительным фактором является рост внутреннего рынка. Впрочем, украинский среднестатистический потребитель, к сожалению, также небогат – более того, мы самая бедная страна в Европе. Поэтому, как только все эти тысячи гектар голубики начнут плодоносить и предложение голубики резко вырастет, цены могут очень сильно обвалиться», — говорит Андрий Ярмак.
Также к факторам, сдерживающим экспорт украинской голубики, экономист ФАО отнес и то, что сейчас в стране отсутствует кооперация производителей ягоды, а средний размер хозяйств слишком мал. Хотя сегодня, по инициативе ФАО, ЕБРР и ряда профильных ассоциаций в стране принята законодательная база о кооперации сельхозпроизводителей. Поэтому для развития кооперации созданы уже базовые возможности. «Однако нужно ещё создать корпоративную культуру, научиться работать вместе – в противном случае, украинские производители голубики будут «вылетать» из мирового рынка. Ведь для импортеров важны стабильные объемы поставок в течение определенного периода времени», — считает специалист ягодного рынка.
Изменения климата, по словам Андрия Ярмака, в последнее время ухудшают ситуацию с урожайностью голубики в Украине, а соответственно и увеличивают сроки окупаемости инвестиционных проектов в этой сфере. Это приводит к уменьшению заинтересованности инвесторов в развитии ягодных проектов в нашей стране и это даже несмотря на сравнительно высокие цены голубики.
Кроме того, падение цен на голубику в Украине и в других странах мира будет в будущем неизбежно. Это даст толчок экспорту ягоды из Украины, но в перспективе некоторые садоводы в Украине могут начать раскорчевку плантаций голубики. Причём маленькие фермеры, которые сами работают в саду и сами доставляют ягоду потребителям, получая розничную цену, скорее всего смогут и далее весьма успешно функционировать. Падение цен также не слишком сильно угрожает эффективным крупным компаниям, которые могут самостоятельно хранить, дорабатывать и экспортировать продукцию. А вот средний сегмент пострадает больше всего.
Также эксперт считает, что малина для свежего рынка будет в будущем стоить больше, чем свежая голубика. Поэтому он не советует списывать со счетов проекты по выращиванию малины для реализации в свежем виде в Украине и на экспорт из Украины в ЕС.
«Снижение цен на голубику в мире может привести к замедлению её экспорта, т.к. её уже сейчас начинают выращивать практически повсеместно. В таком случае голубика может стать доступной и массовой ягодой. Кроме того, сейчас это звучит почти невероятно, т.к. в Украине вообще нет переработки голубики, но голубика может стать стандартным сырьём для переработки. И тогда станут актуальными полностью механизированные проекты с комбайновой уборкой голубики, её автоматической доработкой и сортировкой. Такие проекты можно будет реализовывать на сотнях и даже тысячах гектаров», — поясняет Андрий Ярмак.
Учитывая тенденции мирового рынка, экономист ФАО подчеркнул необходимость налаживания украинскими производителями логистических цепочек для экспортных поставок голубики морскими контейнерами, ведь авиалогистика, по мере снижения мировых цен на голубику, будет постепенно отходить в прошлое. Для этого, в свою очередь, нужно развивать выращивание голубики в южных регионах Украины, вблизи портов, ведь сейчас эта ягода в основном выращивается в центральных и северных областях. Он также обратил внимание на то, что голубика в южных регионах Украины будет дозревать раньше, продаваясь по более высокой цене, будет реже страдать от морозов и заморозков, давая более высокую отдачу на инвестиции. Более того, в летний период в южных регионах Украины резко растёт количество потребителей голубики, так как люди едут к морю. Поэтому значительная часть продукции будет продаваться рядом с местом выращивания, учитывая сезон дозревания голубики.
Говоря об экспорте, Андрий Ярмак считает, что сейчас лучшие перспективы для реализации украинской голубики в северных странах Евросоюза, в Великобритании и Нидерландах. Последняя страна, в основном, выступает реэкспортером. Рынки стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии будут оставаться интересными для Украины еще некоторое время — пока актуальна авиалогистика и пока на этот рынок активно не зашли африканские производители.
Он также советует обратить внимание на калибр ягоды и необходимость оптической сортировки, чтобы увеличить выручку. Ведь сейчас в мире идёт тенденция к повышению цен вместе с повышением размера ягоды. При этом важнейшее значение будет иметь маркетинг. «Если украинские ягодники смогут убедить мировой рынок в том, что украинская ягода вкуснее, как это удалось производителям яблок, и смогут это объяснить объективными факторами и, что самое главное, смогут донести эту информацию до покупателей, можно компенсировать многие стратегические недостатки более высокой ценой» — резюмирует Андрий Ярмак.