Первый узбекский абрикос появился на рынках и в супермаркетах страны 20-22 апреля 2021 года, однако цены вызывают недоумение у потребителей. Как сообщают эксперты EastFruit, в социальных сетях узбекские потребители активно делятся фотографиями первого абрикоса и возмущаются уровнем цен, который, по их словам, слишком высок. «За один килограмм свежего абрикоса в Узбекистане нужно заплатить столько же, сколько за пять килограммов мяса!», — возмущается один из потребителей. Кстати, EastFruit предупреждал, что цены на абрикос будут высокими, оценивая ущерб от заморозков.
Абрикос, или «урюк», как его здесь обычно называют, даже говоря на русском языке, продаётся не очень хорошо. Поэтому супермаркеты даже стали указывать цены за 100 граммов, чтобы не шокировать потребителя. В пересчёте на доллары США, розничная цена за ранний узбекский абрикос и правда «кусается» — $30 за кг традиционных фруктов не каждый захочет платить. В прошлом году первые плоды абрикоса продавались в рознице в среднем в три раза дешевле, а первые фрукты в 2020 году дозрели приблизительно на 7 дней позже, чем в этом. Оптовые же цены на первые партии ранних сортов абрикоса в Узбекистане в 2020 году составляли около $5,5 за кг.
Свежий абрикос пока что не продаётся на рынках России и Украины и даже в самых дорогих супермаркетах этих стран абрикоса пока нет. А вот в южных странах Европы, в частности в Италии и Испании, его уже активно продают. Розничные цены на абрикос в этих странах уже опустили до $8-10 за кг в пересчёте с евро, и тенденция снижения цен набирает обороты. Т.е. в Евросоюзе цены на ранний абрикос ниже в среднем в три раза, чем в Узбекистане. Существенно ниже цены на свежий абрикос и в соседнем Таджикистане, где также продукция уже начала поступать из южных регионов страны. Отметим, что ценовая информация актуальна на 23 апреля 2021 года.
Читайте также: Узбекистан в новом сезоне обеспечит льготное финансирование экспорта плодоовощной продукции
Специалисты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) советуют производителям абрикоса из Центральной Азии стремиться к расширению сезона. К примеру, в Италии, производители стремятся присутствовать на рынке абрикоса не менее 8-9 месяцев в году, в то время как в Узбекистане сезон абрикоса длится всего 3-4 месяца. Подробнее о факторах успеха в абрикосовом бизнесе, о ценовых тенденциях на свежий абрикос и сушёный абрикос, можно узнать из презентации Ярмака Андрея, экономиста инвестиционного департамента ФАО, доступной здесь. Видео того, как сушат абрикос и производят курагу, кайсу, урюк, баграк, а также как их продают в Таджикистане, можно посмотреть здесь.