В каждой стране разные потребности, соответственно — разное понятие качества продукции. Качество определяется перечнем показателей: безопасность пищевой продукции, коммерческой составляющей и предпочтением потребителя. Сухофрукты попадают под действие ряда технических регламентов, в зависимости от рынков сбыта производителям необходимо пройти сертификацию для экспорта.
Такую информацию озвучил международный консультант ФАО Бахтиёр Абдувохидов (Таджикистан) в ходе виртуального тренинга по эффективной организации продвижения и упаковки плодоовощной продукции на экспорт. Мероприятие организовано Проектом USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест (CTJ).
Качество — это совокупность минимально допустимых требований к продукции, которые удовлетворяют определённые потребности.
Основные показатели качества сухофруктов:
— Размер и вес. Чем больше плоды, тем легче их продать.
— Запах и вкус. Нужно учитывать, что в одной стране любят сладкое, в другой – кислое.
— Отсутствие механических повреждений.
— Массовая доля влаги.
— Срок годности – определяющий фактор с точки зрения покупателей.
— Предельно допустимые уровень содержания химических веществ (MRL). Самое распространённое требование по содержанию диоксида серы (консервант Е220). Массовая доля диоксида серы определяется в разных странах такими показателями:
- В России и Европе — 2000 PPM (обозначение предельной массовой доли);
- В США — 4000 PPM.
Наиболее распространённые международные сертификаты
► Обязательный и добровольный сертификат соответствия ГОСТ.
► Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011); технический регламент Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012); технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011). Необходимо изучать страны экспорта и маркировать в соответствии требованиям, иначе продукция не будет допущена к продаже.
- HACCP, ISO 22000, FSSC 22000,
►BRC (British Retail Consortium) Global Standard for Food Safety. Один из самых высоких по требованию стандартов. Приветствуется во всех розничных сетях мирового класса. Если есть такой стандарт, то можно легче зайти на полки супермаркетов.
Консультант ФАО также отметил, что вся сертификация имеет сроки и выдается на период от 1-3 лет. Её нужно периодически обновлять, а значит это стоит инвестиций. Для одних производителей сертификация – возможность повысить стоимость продукта, для других – выйти на новые рынки. Как бы там ни было, сертификация помогает доказать соответствие продукции определенным требованиям.
Вместе с тем, Бахтиёр Абдувохидов обратил внимание участников виртуального тренинга на различные виды упаковки для сухофруктов в зависимости от ее предназначения, и она также должна быть безопасна, выполнять свою функцию по сохранению продукта и выглядеть эстетично. «Если мы продаем для потребителя, то используется розничная упаковка: полиэтиленовый пакет, бумажный пакет, полиэтиленовые/полипропиленовые контейнеры. Вес такой упаковки от 100 г до 1 кг. Есть упаковки от 20 г – это снековая упаковка.
Оптовая упаковка: картонные коробки; полиэтиленовые/полипропиленовые мешки. Вес: 5 кг, 10 кг, 20-40 кг. Если говорить об экспорте из Центральной Азии, то более 90 % идет в оптовой упаковке», — рассказал Бахтиёр Абдувохидов.