Предприятия розничной торговли и предприниматели суммарно обеспечивают 55% всех продаж на украинском рынке свежей плодоовощной продукции. Оставшаяся же часть приходится на неорганизованную торговлю, пишет EastFruit. Таким образом, около половины торговли плодоовощной продукции в стране или же 35 млрд грн. ежегодно идут, условно говоря, «мимо кассы» — это и есть те самые «бабушки» на стихийных рынках и на базарах, являющиеся прямыми конкурентами розничного бизнеса.
Такие данные из первого фундаментального исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией озвучил Андрей Панкратов, аналитик аграрных рынков, международный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в ходе Первого международного Ритейл Форума в рамках #FTrade Club 2021, состоявшегося в Киеве в начале декабря 2021 года. При этом на сетевую розницу, по данным исследования ФАО, приходится лишь около 40% всей торговли свежими овощами и фруктами.
Доля самообеспечения домохозяйств плодоовощной продукцией падает и это позитивный сигнал для профессиональных игроков рынка
Как отметил в своем выступлении Андрей Панкратов, лишь розница позволяет конвертировать усилия и затраты фермера в деньги. И именно розничная торговля овощами и фруктами формирует тенденции, которые напрямую влияют на бизнес овощеводов и садоводов. Именно поэтому команда ФАО всегда уделяет этому так много внимания розничной торговле: проводит аудиты плодоовощных отделов супермаркетов, отслеживает отраслевые новости и анализирует статистику розничной торговли. В исследовании плодоовощного ритейла Украины эксперты ФАО определили несколько интересных ключевых особенностей украинского рынка.
Во-первых, около трети объёма потребления свежих овощей и фруктов в Украине население выращивает самостоятельно. Такой вывод был сделан на основе анализа данных опроса домохозяйств, проводимого Госстатом Украины. В денежном выражении это около 54 млрд грн в год. Эта сумма фактически представляет собой потенциал роста розничной торговли овощами и фруктами Украины даже без повышения уровня доходов населения.
И хотя доля самообеспечения домохозяйств Украины овощами и фруктами сокращается, она остаётся на сегодняшний день, всё ещё, достаточно высокой. Чтобы реализовать этот потенциал, ритейлерам, по мнению Андрея Панкратова, нужно предложить потребителю такую продукцию и таким образом, чтобы у него не было необходимости и мотивации выращивать её самостоятельно.
Ещё одна важная особенность в том, что неорганизованная торговля свежими фруктами и овощами составляет около половины всех розничных продаж. Речь идёт о продажах за наличные на стихийных рынках, а также и на стационарных рынках, которые ни в какой статистике не учитывается. Как правило, весь процесс: от закупки МТР для выращивания продукции, до оптовых и розничных продаж происходит за наличные средства.
И этот «наличный» сегмент плодоовощной торговли также продолжает сокращаться. Именно в 2020 году он впервые опустился ниже 50% и составил 45%. Около 55% продаж, соответственно, обеспечили предприятия розничной торговли и предприниматели на общей и упрощённой системе налогообложения.
Несмотря на позитивные тенденции, потенциал развития розничной торговли плодоовощной продукции остаётся достаточно высоким.
Причём, в последнее время появился ещё один феномен – это онлайн продажи свежих фруктов, овощей, ягод и зелени. И сегмент онлайн продаж развивается сейчас значительно более высокими темпами, чем традиционные супермаркеты.
Напомним, что Ритейл Форум 2021 года собрал более 200 ведущих представителей плодоовощной торговли Украины. Организатором мероприятия выступил проект «АПК-Информ: овощи и фрукты» при поддержки Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Европейского банка реконструкции и развития (EBRD). Информационные партнеры мероприятия – Международная аналитическая платформа EastFruit и Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА).