Консолидация сетевого плодоовощного ритейла в Украине продолжается, хотя на его долю и приходится всего лишь около 40% всех розничных продаж свежих овощей и фруктов в стране. Эти данные из первого фундаментального исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией, проведенного командой консультантов регионального проекта развития плодоовощной торговли Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) были озвучены ходе Первого международного Ритейл Форума в рамках #FTrade Club 2021 в начале декабря 2021 года.
Федор Рыбалко, эксперт плодоовощного рынка и международный консультант ФАО, который принимал участие в подготовке исследования, во время своей презентации на мероприятии отметил, что ТОП-20 торговых сетей Украины совокупно продают 62% свежих овощей и фруктов в организованной рознице. «Если же отбросить небольшие несетевые магазины и взять только сетевую розницу, будем называть её также «супермаркетами», то в этом случае доля ТОП-20 сетей составит, по нашим расчётам, 86%. Совокупная же доля двух крупнейших сетей – АТБ и Фоззи – в 2019 году уже достигала 52%. Таким образом, два игрока обеспечивают около половины продаж свежих овощей и фруктов среди супермаркетов, и их доля в продажах в 2020 и 2021 годах продолжала расти», — приводит данные из исследования Федор Рыбалко.
Читайте также: 35 млрд грн от продажи овощей и фруктов идут «мимо кассы» украинских супермаркетов
Если же говорить о доле свежих овощей и фруктов в обороте супермаркетов, то в среднем, анализируя ТОП-20 торговых сетей Украины, по итогам 2019 года она составила лишь 6,5%. Это явно недостаточно, учитывая важность отдела свежей плодоовощной продукции для успеха розничного бизнеса.
При этом Федор Рыбалко отмечает, что крупные торговые сети, осуществляющие централизованные закупки, осуществляют и прямой импорт. Если сеть инвестирует в опытных квалифицированных менеджеров, персонал и логистику, то удельный вес продаж свежих овощей и фруктов в таких сетях может достигать значительно большего удельного веса в обороте. По его словам, в развитых странах ЕС этот показатель достигает 12%, а в отдельных сетях премиум-сегмента даже до 15%. Соответственно, это говорит о том, что существует, как минимум, двукратный потенциал для роста данной категории в украинских супермаркетах.
«Для того, чтобы это [рост удельного веса овощей и фруктах в продажах сети – ред.] случилось, необходимо расширение площади плодоовощных отделов, более профессиональная работа с ассортиментом и усиление закупочной силы сетей. Кроме того, немаловажным фактором является и то, что розничные сети в будущем будут лишь усиливать давление на поставщиков. К этому поставщикам нужно быть готовыми. Сегодня в Украине поставщики получают в среднем 65-75% от конечной рыночной цены продукции, а в развитых странах эта цифра составляет максимум 30%», — поясняет Федор Рыбалко.
При этом он указывает и на то, что отношения поставщиков и покупателей не должны быть односторонними. Кроме увеличения рыночной силы сети, она должна также обращать внимание и на свою репутацию среди поставщиков. Потому что, несмотря на рост удельного веса в продажах, именно в плодоовощной сфере вариантов реализации продукции у фермеров и трейдеров очень много. Поэтому те сети, которые придерживаются условий контрактов, особенно в части своевременности оплат поставки свежей плодоовощной продукции, смогут получить дополнительные преимущества на рынке.
Напомним, что Ритейл Форум 2021 года собрал более 200 ведущих представителей плодоовощной торговли Украины. Организатором мероприятия выступил проект «АПК-Информ: овощи и фрукты» при поддержки Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Европейского банка реконструкции и развития (EBRD). Информационные партнеры мероприятия – Международная аналитическая платформа EastFruit и Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА).