Актуально Новости Эксклюзив

Спаржа и Узбекистан: оцениваем перспективы прибыльного выращивания, потребления, экспорта

Спаржа является одним из наиболее «трендовых» овощей в мире – её потребление, по данным EastFruit, стремительно растёт, а производители получают хорошую прибыль от её выращивания. В частности, в странах Восточной Европы популярность спаржи растёт быстрее, чем её производство, поэтому цены на спаржу здесь приблизительно в два-три раза выше, чем в Евросоюзе, где спаржа давно является традиционным весенним продуктом.

Тем не менее, в Узбекистане и странах Центральной Азии производители, по какой-то причине, как и в случае с голубикой, этих тенденций не заметили. Поэтому и производство и потребление спаржи здесь не развито, а потребители, преимущественно, не знают, что такое «спаржа».

А ведь получается, что узбекские фермеры теряют возможность заработать очень хорошие деньги на выращивании данной культуры, которая может быть для них значительно более прибыльной, чем все остальные виды выращиваемых овощей. Ведь какой ещё вид овощей открытого грунта можно продать по $6-10 долларов США за кг?! Поэтому мы постараемся в этом материале оценить возможные преимущества выращивания спаржи в Узбекистане, как для потребления, так и для экспорта. Заранее хотим предупредить, что их, на удивление, много!

Чтобы оценить перспективы потребления спаржи в Узбекистане, EastFruit провёл нерепрезентативный опрос потребителей, чтобы определить, насколько они знакомы с этим продуктом. Опрос был нерепрезентативным, потому что проводился преимущественно среди людей с высшим образованием, которые бывали за границей, в т.ч. в странах Европы. Однако, даже среди них, лишь 67% слышали о том, что такое спаржа и лишь меньше половины, 47%, пробовали спаржу хотя-бы раз в жизни.

Но самое интересное, что большинству из них спаржа понравилась. Вкусовые качества спаржи на четыре или пять из пяти баллов оценили 69% опрошенных EastFruit респондентов. Только четверти из них спаржа не понравилась вообще и 6% опрошенных жителей Узбекистана оценили вкус спаржи на троечку. Поэтому, несомненно, у этого продукта есть перспективы и на внутреннем рынке, который, кстати, является очень ёмким.

Многие из тех узбекских потребителей, кому спаржа понравилась, уже покупают её в Узбекистане, однако лишь в замороженном виде. Например онлайн доставка Lebazar предлагает замороженную спаржу от российского бренда «Кружево вкуса» по цене 90 тыс. сум, что эквивалентно $8,5 долларов США за 400 граммов или $21,3 доллара США за кг. Правда, скорее всего, эту спаржу замороженной импортировали в Россию из Китая, и затем в РФ упаковали и экспортировали в Узбекистан, т.к. Россия импортирует основные объёмы замороженной спаржи именно из Китая.

Для сравнения, на данный момент цены на замороженную спаржу в Украине составляют около $10 долларов США за кг, а средняя розничная цена на свежую спаржу в разгар сезона составляет около $6-8 долларов США за кг. В странах ЕС, где потребление спаржи хорошо развито, а этот полезный овощ выращивается давно и в больших количествах, розничные цены на спаржу в разгар сезона колеблются в районе $4-6 долларов США за кг.

Однако в России цены выше, чем в Украине или ЕС, т.к. местное потребление растёт, а производство спаржи не развито. Соответственно – это хорошая новость для Узбекистана, который сможет добавить ещё один продукт в свою экспортную продуктовую линейку.

При этом в Узбекистане урожай спаржи можно будет убирать намного раньше, чем в других странах, что позволяет получать высокую цену. Даже в условиях открытого грунта в южных регионах урожай спаржи можно получить в марте, а при выращивании в закрытом грунте – в феврале. В это время спаржу в Россию поставляют, главным образом, из Перу по довольно высоким ценам.

Однако даже если не ориентироваться на экспорт, вероятнее всего эта культура может оказаться достаточно популярной и на внутреннем рынке. Тем более она может оказаться одной из первых культур нового урожая. Также спаржа сейчас становится невероятно модной, т.к. идеально подходит для тех людей, кто интересуется здоровым образом жизни и придерживается здорового питания. Поскольку это один из наиболее низкокалорийных продуктов, с высоким содержанием полезных растительных волокон, спаржа очень популярна среди тех, кто старается сбросить лишний вес.

Самое интересное, что во многих странах спаржа относится к лекарственным растениям. Она снижает артериальное давление, замедляет ритм сердечных сокращений, расширяет периферические сосуды, снимает усталость. Спаржа способствует выведению из организма вредных веществ, поэтому её рекомендуют при болезнях почек, сердца, ревматизме, подагре и других заболеваниях.  Т.к. спаржа богата витаминами, минералами и содержит много фолиевой кислоты. Поэтому, считается, что она полезна для укрепления иммунитета и улучшения зрения.

Поэтому спаржу ещё в Древнем Египте считали пищей богов, а во Франции называют «королём овощей». Лидером же её потребления является Германия, где, кстати, предпочитают потреблять белую спаржу, в то время как в большинстве других стран популярны, преимущественно, зелёные сорта спаржи, а также, менее редко встречающиеся, фиолетовые.

Кроме того, что спаржа — это полезный продукт, она ещё и очень вкусная. В Интернете можно найти множество рецептов приготовления спаржи, а верхушки побегов молодой спаржи можно даже есть сырыми! Это, кстати, особенный деликатес. Спаржу также можно приготовить на гриле, в духовке, просто сварить, её можно запекать с другими продуктами, добавлять в салаты и т.д. и т.п. Благодаря своей универсальности, спаржа прекрасно комбинируется с другими продуктами: и с мясными и с рыбными, как в блюдах, так и в качестве гарнира. Спаржа также может выступать основным блюдом.

Существует серьёзная путаница с названием «спаржа». EastFruit писал об этом отдельный материал «Спаржа или аспарагус?», однако в Узбекистане, оказывается, есть дополнительные причины опасаться за то, что под словом спаржа будут понимать другие продукты. Кроме спаржевой фасоли, не имеющей ничего общего со спаржей, но часто ошибочной называемой «спаржа», в Центральной Азии популярен и такой продукт, как корейская закуска «Фучжу», сделанная из пенки соевого молока, которую, почему-то, многие называют «спаржа соевая», хотя к нашей спарже такой продукт, конечно же не имеет никакого отношения.

Т.к. цены на спаржу в Узбекистане пока что высоки, а о продукте знает небольшой процент людей, рассчитывать на огромные объёмы продаж сразу же не стоит. Однако и до получить урожай спаржи сразу не получится. Ведь спаржа – это многолетняя культура, и урожай спаржи рекомендуют убирать лишь со второго-третьего года вегетации. Зато продуктивно плодоносить она может несколько лет, и, при условии соблюдения технологий выращивания, может давать до 10 тонн продукции в год.  Спаржу нередко выращивают те же производители, которые занимаются и выращиванием ягод, в частности голубики, т.к. это позволяет растянуть сезон для найма сезонных работников, а каналы реализации спаржи, равно как и охлаждение, доработка и логистика, имеют много общих черт с ягодами.

Ещё одно преимущество Узбекистана перед другими производителями спаржи – это наличие сравнительно недорогой рабочей силы. Спаржа требует большого количества ручного труда, а работникам в ЕС приходится платить во много раз дороже. Да и привлечение работников – это огромная проблема, т.к. их физически не хватает.

Конечно, у спаржи есть своя специфика, и её важно знать, прежде чем браться за её выращивание. Для неё обязательно нужно охлаждение, особенно при реализации продукции на отдалённые рынки сбыта, а также правильная доработка и упаковка. Неправильно упакованная спаржа может либо сгнить, либо увянуть, не доехав до потребителя.

Крупнейшим производителем спаржи на территории бывшего СССР является Украина, где спаржеводство начало развиваться раньше, чем в других странах. Однако даже Украина пока что не экспортирует эти овощи, хотя есть мнение, что, со временем, именно спаржа может стать экспортным продуктом номер 1 Украины.

Крупнейшими экспортёрами спаржи в мире являются Перу, Мексика, США, Испания, Италия, Германия и Франция. Из бывших соцстран лучше всего развито производство и экспорт спаржи в Польше, Венгрии и Словакии. В Азии крупнейшими экспортёрами свежей спаржи являются Китай и Таиланд.

Наибольшие объёмы спаржи импортируют США, где потребление этого овоща остаётся высоким круглый год. Поэтому именно США ввозят ежегодно в 10 раз больше спаржи, чем второй крупнейший импортёр, которым является Германия. Кроме этих стран в числе лидеров мирового импорта также Канада, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Япония, Швейцария и Бельгия. В Азии, кроме упомянутой Японии, крупнейшие объёмы импорта свежей спаржи приходятся на Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзию и Южную Корею. Растут объёмы поставок спаржи также в страны Ближнего Востока, прежде всего в ОАЭ.

Предварительный вывод наших экспертов состоит в том, что Узбекистану уже сейчас стоит обратить внимание на выращивание спаржи, если страна планирует экспансию на глобальные плодоовощные рынки. Ведь ассортимент плодоовощной продукции является одним из важнейших преимуществ экспортёра, не говоря уже о том, что цены на спаржу достаточно высоки.  А поскольку Узбекистан находится далеко от ключевых рынков сбыта, не имеет выхода к морским портам, и логистика экспорта из этой страны всегда будет сравнительно дорогой, очень важно обращать внимание, прежде всего, на сравнительно дорогие продукты.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий