Прошел год с начала мировой пандемии, которая заставила измениться все сектора экономики, включая сельское хозяйство. Ограничения на передвижение во многих странах, необходимость обеспечения безопасности рабочих, строгий контроль за выполнением рекомендаций ВОЗ подействовали на всю производственную цепочку – от поля до стола – усложнив производственные процессы, международную торговлю и логистику свежей плодоовощной продукции.
С целью определить, как производители, переработчики и представители торговли справляются с влиянием COVID-19 на плодоовощной бизнес, каковы последствия, а также какие изменения пришлось внедрить, чтобы противостоять пандемии и защитить свой персонал и бизнес, в рамках регионального проекта ФАО и ЕБРР по повышению конкурентоспособности плодоовощного сектора были опрошены более 70 компаний в Украине, Узбекистане, Таджикистане, Молдове, Грузии.
Ожидаемо, большинство плодоовощных компаний оценивают влияние пандемии на бизнес негативно за счет снижения доходов от основной деятельности до 60%. По оценкам опрошенных компаний, затраты на средства защиты для персонала составляют, в среднем, от $10 до $70 на сотрудника. При этом 92,1% компаний проинформировали и обучили персонал мерам предотвращения инфекции, 89,5% обеспечили предприятия оборудованием и необходимыми средствами защиты. Закупить маски и дезинфектанты оказалось легче, чем изменить производственные процессы — всего лишь 43,8% опрошенных обеспечили санитарные перерывы для сотрудников каждые два часа, а 53,3% изменили условия работы конвейерных линий.
Несмотря на трудности, некоторым предприятиям удалось быстро среагировать и адаптироваться к новым требованиям и изменению предпочтений потребителей за счет переработки продукции, новой упаковки, фасовки, новым каналам сбыта и даже выхода на новые рынки. В результате такие компании не только сохранили, но и смогли немного повысить доход.
Интересно, что мировом рынке появилась новая должность — «Менеджер по борьбе с COVID – 19». Этот человек отвечает за разработку всех возможных следующих шагов в компании касательно работы в условиях пандемии, включая предоставление средств индивидуальной защиты и обеспечение мер защиты для персонала. Среди опрошенных компаний такую позицию ввели в штат менее 10% компаний.
Полный текст исследования доступен здесь.
Руководство по борьбе с инфекцией (COVID-19) нового коронавируса (SARS-CoV-2) для производителей фруктов и овощей можно скачать здесь.
Также предлагаем использовать следующие информационные материалы для размещения на предприятии:
Исследование и материалы были подготовлены в рамках пакета технической помощи агробизнесу региона в связи с пандемией COVID-19 при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).