В этом году объем урожая малины в Сербии составляет около 75 000 тонн. К концу октября объем поставок этой замороженной ягоды на европейский рынок может достигнуть 20 000 тонн. Замороженная малина доступна, как правило, круглый год. Сезон поставок считается с июня по июнь, но заключенные контракты на поставку, как правило, действуют до конца календарного года. Об этом сообщает Fruit-inform со ссылкой на Freshplaza.com.
В начале текущего сезона спрос на замороженную малину из Сербии оказался ниже обычного. В частности, поставки в США, куда обычно уходят значительные объемы ягоды, почти не осуществлялись, за исключением нескольких партий органической замороженной малины. Возможно, изменение спроса на сербскую продукцию в США связано с хорошим урожаем в Чили.
В последние годы серьезная конкуренция между поставщиками малины развернулась и на Балканском полуострове, где многие производители стали наращивать производство ягоды.
Читайте также: Производство ремонтантной малины в Сербии будет расти
По мнению экспертов, рыночная доля сербской замороженной малины на немецком рынке достигает 50-60%. Германия является стратегически важным рынком сбыта замороженной ягоды для европейских производителей.
Willamette — это основной сорт, на который делают ставку сербские производители. На его долю приходится 90% производства и продаж в стране. Ягоды этого сорта содержат меньше жидкости и в замороженном виде соответствуют самым жестким требованиям по качеству. Основными потребителями малины сорта Willamette является пищевая промышленность, пекарни и ряд иных переработчиков из Франции и других стран. Оставшиеся 10% малины приходится на различные сорта, в том числе и Meeker.
Из-за высоких цен на малину, сложившихся в прошлом сезоне, в отраслях, использующих замороженную ягоду, сократился спрос, и объемы реализации замороженной малины начали сокращаться с января 2022 года. Например, производители джемов прекратили проводить рекламные акции, а кондитеры переключились на другие ягоды, например землянику. Даже компании, которые продавали ягоду в небольших упаковках, по 750 граммов, для супермаркетов, тоже почувствовали спад спроса.
Между тем малина является важным продуктом для сербских производителей, так как ее стоимость выше, чем у большинства других выращиваемых в стране плодов, например, у сливы.
Как правило, компании, осуществляющие торговлю ягодами в Сербии, устанавливают закупочные цены до начала сезона. Сейчас ценовая планка не превышает 4,00 евро за килограмм. При этом производителям необходимо учитывать затраты на замораживание и хранение продукции, которые выросли в текущем сезоне. Затраты на электроэнергию удвоились по сравнению с прошлым годом, также подорожала транспортировка,
Помимо сербских производителей большой урожай малины в текущем сезоне собрали ягодные хозяйства Польши. В сумме поставки из этих двух стран занимают 80-90% рынка замороженной малины в ЕС. Высокими были урожаи малины также и в других странах региона. При этом спрос на продукцию сократился, а альтернативных каналов продаж не появилось. В результате многие ягодоводческие хозяйства готовы реализовывать свою продукцию даже по минимальной цене. Сложившийся уровень цен, а также снижение спроса свидетельствуют о том, что производителям будет трудно получить в этом сезоне достойный доход.
Падение закупочных цен и рост затрат – далеко не все проблемы, с которыми столкнулись производители малины. Балканские страны испытывают серьезный дефицит рабочих рук. Молодые люди стремятся переехать в Центральную и Западную Европу для получения образования и поиска работы. В Сербии производителям ягоды пришлось нанимать работников из Индии и Пакистана для уборки урожая.
Кроме того, непростая ситуация сложилась и с логистикой. Некоторые транспортно-логистические компании временно приостанавливали деятельность, поскольку не было свободных грузовиков. Для производителей ягод это похоже на катастрофу, поскольку малина – скоропортящийся продукт. Альтернативой может стать железнодорожный транспорт.
В этом году впервые за многие годы снижение продаж наблюдается на рынке органической продукции. Немецкие поставщики увеличивают запасы из-за неопределенности на мировом рынке, в то время как спрос остается невысоким. Для некоторых продуктов годовые контракты больше не заключаются, цены на поставку устанавливаются только на одну партию.