Новости

Сложности с реализацией армянского абрикоса на рынке РФ открывают возможности для производителей Таджикистана и Узбекистана

Абрикос – одна из основных экспортоориентированных плодовых культур Армении. Однако экспорт этих фруктов из Армении снижается второй сезон подряд. Если в 2018 году Армения поставила на внешние рынки около 50 тыс. тонн абрикосов, то уже в следующем сезоне этот показатель сократился до 28 тыс. тонн.
Более того, 2020 год также внес свои коррективы в планы армянских производителей абрикоса.

Так, в минувшем месяце экс-замминистра сельского хозяйства страны, кандидат сельскохозяйственных наук Гарник Петросян заявил о том, что Армения существенно сократит экспорт абрикосов, персиков и черешни из-за сокращения урожая на фоне крайне неблагоприятных климатических условий, сложившихся в стране, которые дополнились сложностями, связанными с мировой пандемией коронавируса.
Таким образом, экс-замминистра сельского хозяйства Армении спрогнозировал, что урожай армянских абрикосов в текущем году будет хуже как в качественном, так и количественном выражении.


Данный прогноз подтверждается уже сегодня, когда в хозяйствах Армении начался активный сезон сбора фруктов. Производители отмечают, если в минувшем году в аналогичный период с 1 га садов фермеры получали урожайность на уровне 15 тонн, то в текущем году – лишь около 5 тонн/га. Невысокий урожай уже привел к снижению экспорта, отмечают операторы рынка.
На экспорт преимущественно идёт качественный и лёжкий фрукт. Фермеры, у которых не было технологий защиты от погодных условий, получили урожай нетоварного вида.

Проблемы низкой урожайности отобразились на ценах на рынке абрикоса – в июне текущего году армянские фермеры имеют возможность для реализации своей продукции по цене $1,5/кг, что почти вдвое выше, чем в аналогичный период 2019 г.
Впрочем, погодными катаклизмами и влиянием ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, проблемы армянских производителей абрикоса в текущем сезоне не окончились. К ним добавилась еще одна – сложности с реализацией товара на основном экспортном рынке – Российской Федерации, на долю которого приходится около 95% в структуре экспорта абрикоса из Армении.


События, которые называют в прессе не иначе как «абрикосовая война» и которые повлекли немалые трудности для армянских производителей плодоовощной продукции, начались в период 17-18 июля, когда водители 52 фур, груженых абрикосами из Армении не были допущены на территорию одного из крупнейших агропромышленных рынков Москвы – «Фуд Сити».

Как отмечает ряд изданий, на территории «Фуд Сити» армянские производители вели активную торговлю абрикосами в Москве на протяжении последних трех лет. Запрет же администрации рынка на торговлю скоропортящейся продукцией в разгар нынешнего сезона поставил в затруднительное положение армянских бизнесменов. Большинство из них, отмечает издание «Коммерсант«, основной причиной запрета на торговлю назвали обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе и, как следствие, позицию владельцев рынка – российских бизнесменов азербайджанского происхождения Года Нисанова и Зараха Алиева – относительно недопущения армянских производителей абрикоса на территорию «Фуд Сити».


Впрочем, председатель Азербайджанской общины Москвы Шамиль Тагиев, в комментарии «Коммерсанту» назвал слухами информацию о выдворении машин с армянскими номерами с территории рынка, отметив, что «Фуд Сити» — «это торговая площадка, а не политическая». Однако, он все же признал влияние составляющей армяно-азербайджанского конфликта на бизнес, отметив, что, по его данным, азербайджанские оптовики, которые делали закупки у фермеров, начали бойкотировать армянские товары. В течение нескольких дней армянские фуры с абрикосом стояли «без торговли». «Но они были вынуждены за стоянку платить. И так как торговли не было, им пришлось оттуда уехать»,- сказал Шамиль Тагиев.
Уже на следующий день, 19 июля, пресс-секретарь Министерства экономики Армении Анна Оганян сообщила, что для армянских абрикосов в Москве выделены новые торговые площадки — торговый центр «Шёлковый Путь», находящейся примерно в 10 км от «Фуд Сити» – на 32-м километре Московской кольцевой автодороги (МКАД), а также оптово-торговый центр «Бухта» на улице Дмитровской, где фуры армянских экспортеров могут парковаться бесплатно. При этом, в этот же день администрация «Фуд Сити» разрешила заезд армянских автомобилей с грузом абрикоса на территорию рынка.
Однако, спустя несколько дней, аналогичная ситуация, связанная с запретом торговли армянским абрикосом, возникла в сети торговых центров «Твой дом». Кроме того, новости о сложностях в реализации армянского абрикоса пришли из второго по величине города РФ – Санкт-Петербурга, где армянские фермеры не смогли продать свои абрикосы на Софийской овощебазе, сообщило издание «Санкт-Петербургские ведомости«.
По их словам, арендодатели потребовали от них уехать, не выгружая товар. В результате, фермерам пришлось искать другие точки сбыта, а то и вовсе продавать фрукты у метро.

Аналитики EastFruit отмечают, что ситуацией, связанной с трудностями реализации армянского абрикоса в РФ, в будущем могут воспользоваться другие сильные игроки рынка – Таджикистан и Узбекистан.К примеру, производители плодоовощной продукции Таджикистана, имеющего около 10% мировых площадей абрикоса, в текущем году столкнулись с проблемой крайне низких цен на внутреннем рынке. В разгар сезона сбора данных фруктов цены на них опускались до уровня $0,1/кг. Это объяснялось избытком предложения продукции на внутреннем рынке по причине ограничений, связанных с пандемией коронавируса из-за которых таджикские производители не смогли реализовать значительную часть абрикоса на внешних рынках.


Отметим, что вероятность массового экспорта таджикского, как впрочем, и узбекского, абрикоса на рынок РФ в текущем году маловероятна – сезон сбора данных фруктов в этих азиатских государствах уже практически завершен.
Тем не менее, на фоне сложностей с реализацией армянского абрикоса на российском рынке и при условии открытия границ с РФ по мере снятия карантинных ограничений, таджикские и узбекские фермеры могут увеличить свое присутствие на российском рынке абрикоса уже в следующем сезоне. Впрочем, определяющее влияние на это будет оказывать ситуация, связанная с дальнейшими условиями работы на рынке РФ армянских производителей.

EastFruit


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Садоводческое хозяйство из Винницкой области (Украина) намерено приобрести комбайн для сбора яблок

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Украина: цены на прошлогоднюю капусту пошли вверх

EastFruit

Добавить комментарий