На сегодняшний день плодоовощной бизнес Украины ориентирован в большей степени на внутренний рынок потребления. Именно на нем производители зарабатывают основные деньги.
Такое мнение выразила директор по развитию Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА), международный консультант ФАО ООН Катерина Зверева в интервью Agravery.com.
«Но надо понимать, что рынок овощей, картофеля, фруктов и ягод формирует производственные тренды для большинства производителей и оптовых компаний. Следует отметить, что по оценкам аналитиков УПОА и проекта «EastFruit», 80-90% этого рынка находится в тени. И на данный момент производством овощей, ягод и фруктов для внутреннего рынка занимаются частные домохозяйства, небольшие незарегистрированные производители, самозанятое население и т.д.»,- отмечает Катерина Зверева.
По словам директора по развитию Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА), международного консультанта ФАО ООН, овощи и фрукты реализуются преимущественно на рынках, и в ближайшие три года удельный вес розничных сетей в Украине может превысить 50%, если рост доходов населения будет идти высокими темпами, а также, если продолжится миграция сельского населения в крупные города. «Это станет причиной резких изменений во всей цепочке поставок, приведет к росту конкуренции и повышению стандартов качества для легального плодоовощного бизнеса»,- уверена Катерина Зверева.
Если же говорить о положительных моментах развития рынка, то, по мнению Катерины Зверевой, в последние годы все большее количество украинских плодоовощных компаний инвестируют в собственное развитие и создание современной рыночной инфраструктуры, которая уже сейчас кардинально меняет портрет плодоовощной отрасли. При этом, к рыночной инфраструктуре относятся и такие важные элементы, как доступ к рыночной информации и развитие оптовых рынков.
Отвечая на вопрос о том, как вывести плодоовощной бизнес из тени, Катерина Зверева отмечает, что для этого «должны быть определенные поощрительные механизмы и понятные условия ведения бизнеса, проверки качества продуктов, которые обычная бабушка выносит продавать на рынок».
«Безопасность становится основным требованием и краеугольным камнем. И очень важно использовать опыт развитых европейских стран. Например, если ты хочешь торговать на рынке, и ты являешься небольшим зарегистрированным предпринимателем, то ни платишь никаких налогов, не имеешь ограничений, не теряешь дотаций. Ты просто зарегистрировался как предприниматель и выходишь на рынок с собственной пищевой продукцией, на которой указан номер, который размещен в государственном реестре. Каждый потребитель, купивший у тебя продукты, может проверить происхождение продукта.
Сейчас на плодоовощном рынке такая ситуация, что если ты хочешь торговать, быть предпринимателем и зарабатывать на этом, необходимо, чтобы люди знали: что и у кого они покупают, как это делается в любой стране»,- поясняет Катерина Зверева.