HomeПлодоовощной рынокРозничный аудитПлодоовощные отделы супермаркетов Худжанда — розничный аудит EastFruit в Таджикистане, март 2022 г.
Актуально Новости Розничный аудит Эксклюзив

Плодоовощные отделы супермаркетов Худжанда — розничный аудит EastFruit в Таджикистане, март 2022 г.

В середине марта (17-18 марта 2022) международная команда проекта EastFruit провела ежегодный аудит плодоовощных отделов сетей супермаркетов в четырех странах и пяти городах: Таджикистан (Душанбе и Худжанд), Грузия (Тбилиси), Молдова (Кишинев), Узбекистан (Ташкент).

Вторым городом Таджикистана, где команда проекта EastFruit в марте 2022 года проводила традиционный аудит плодоовощных отделов сетей супермаркетов, был Худжанд.

Всего в ходе мониторинга плодоовощных отделов супермаркетов Худжанда, аудит был проведен в 9 магазинах, представляющих 3 основные сети супермаркетов «Амид», «Анис», «Оазис».

Напомним, что критерия и принципы оценивания можно посмотреть в отдельно материале.

Далее предлагаем рассмотреть рейтинги сетей супермаркетов по каждому из вышеуказанных критериев оценивания.

Ассортимент продукции

Явным лидером среди супермаркетов Худжанда по ассортименту свежей плодоовощной продукции в марте 2022 года была сеть супермаркетов «Амид» со средним показателем 72 позиции[1]. В текущем сезоне в аудит попал новый магазин сети в районе Шелкомбинат, который не участвовал в мониторинге в марте 2021 года. При этом результаты аудита показали, что «Амид» улучшил ассортимент и вышел на первое место. По результату аудита в марте прошлого года он уступал сети «Оазис».

[1] Здесь и далее все данные по розничной сети усреднены, несмотря на то, что есть формат «супермаркета» и «магазины у дома»

Диаграмма 1 и 2. Ассортимент свежей плодоовощной продукции супермаркетов Худжанда, март 2022 и март 2021

Второе место занимает сеть супермаркетов «Оазис», количество позиций в плодоовощном ассортименте которой очень отличалось от магазина к магазину, иногда в 2 раза.  Поэтому мы хотим отметить, что показатель – усредненное значение, которое было получено по результатам посещения аудиторами нескольких магазинов в разных концах города. В целом, показали по ассортименту в сети «Оазис» за год ухудшилась.

Супермаркет «Анис» занял третье место со средним ассортиментом 58 позиций, что всего на 2 позиции меньше, чем у предшественника – сети «Оазис».

В который раз отмечаем, что сразу несколько сетей имеют магазины разных форматов под одним брендом, что негативно влияет на их позиции в общем рейтинге. Особенно это очевидно для таких сетей как «Оазис» и «Амид», каждая из которых имеет как большие магазины с широким ассортиментом, так и сравнительно маленькие торговые точки. Во время нашего аудита мы обязательно стараемся изучить разные форматы одной сети, чтобы показать объективную картину в целом для одного сетевого бренда.

Качество продукции

По качеству продукции на полках был отмечена некондиционная продукция в сети «Амид». доля некондиционной продукции 0,3%. В сети «Оазис» и «Анис» некондиционной продукции не было. Отметим, что в разряд некондиционной продукции мы относим подгнившую продукцию, битую, поврежденную, деформированную, увядшую и т.п. или любую, которая не соответствует минимальным стандартам.

Отметим, что некондиционная продукция по результатам аудита в марте 2021 года была выявлена во всех сетях, с показателями от 1,3% до 2,3%. Таким образом, что «Анис» и «Оазис» улучшили свои показатели по контролю качества продукции на полке.

Качество отдела

 Наиболее удобным и комфортным для потребителя плодоовощным отделом, согласно результатам аудита в марте 2022, стала сеть «Амид», которая по всем показателям — удобство отдела, информативность и презентация товара — опередила своих конкурентов. Мы также отметили дружелюбный персонал в плодоовощных отделах и отлично налаженные все процессы в торговом зале.

Диаграммы 3 и 4. Рейтинг качеству плодоовощных отделов розничных сетей г.Худжанд, ноябрь 2021, в баллах

Второе место поделили сеть «Оазис» и сеть «Анис»

Сеть «Оазис» имеет лучшие показатели по удобству отдела, однако по информативности имеются разные подходы от магазина к магазину. В одних магазинах мелкий шрифт на ценниках (магазин «Гулбахор»), который виден только продавцу, в других же более крупный читаемый шрифт.

Интересно, что ни одна розничная сеть в Худжанде не указывает на ценниках происхождение товара, сорт, категорию.

По сравнению результатами аудита в марте 2021, сеть «Анис» улучшила качество отдела, что дало возможность «дорасти» до второго места. А именно, улучшила информативность, также были сделаны позитивные изменения в удобстве плодоовощных отделов. Отделы были очень чистыми, а товары хорошо презентованными для потребителей.

Так же как и в сетях Душанбе, сети в Худжанде игнорируют возможность улучшить читаемость ценников.

Цена продукции

Рейтинг супермаркетов по цене свежей плодоовощной продукции складывался из цен на три основных группы товаров:

  • фруктовый набор (яблоко, банан, апельсин, мандарин, лимон, киви,);
  • борщевой набор овощей (свекла столовая, капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, картофель);
  • тепличные овощи (томаты, огурцы).

Диаграмма 5 и 6. Рейтинг уровня цен в плодоовощных отделах, супермаркеты Худжанда, март 2022 и март 2021, в баллах

По категории «фрукты» самые низкие цены были в «Анис» и «Амид», в обеих сетях средняя цена на овощи была одинаковой.

По категории «овощи борщевого набора» самую оптимальную цену предлагали снова «Анис» и «Амид».

В категории томатов и огурцов самыми приемлемыми были овощи из «Амид», а цены на тепличную продукцию в «Оазис» были чуть ниже, чем в «Анис».

В общем рейтинге цен свежей плодоовощной продукции магазины сети «Амид» были лучшими и самыми доступными. На втором месте по рейтингу уровня цен стал супермаркет «Анис». На третьем месте — сеть «Оазис». При этом в марте 2021 результаты были аналогичны.

Общий рейтинг

Диаграмма 7. Объединенный рейтинг плодоовощных отделов супермаркетов Худжанда, март 2022

Общий рейтинг розничных сетей Худжанда в март 2022 года, возглавила сеть супермаркетов «Амид». Сеть имеет 4 магазина разного формата. Первое место получено благодаря большому ассортименту, самым низким ценам, а также высоким показателям по качеству отдела.

На втором месте сеть «Оазис» и сеть «Анис». Обе сети набрали одинаковое общее число балов в итоговом рейтинге.

Сеть «Оазис» имеет три магазина в Худжанде, и судя по работе, каждый магазин имеет самостоятельное управление и ценообразование, потому что отделы каждого из магазинов имеют существенные различия. И хотя магазины сети «Оазис» имели хорошие показатели по всем анализируемым параметрам, все еще имеется потенциал для улучшения работы плодоовощных отделов сети.

Сеть «Анис» значительно улучшила свои показатели по всем позициям, по сравнению с прошлым годом, когда она была на третьем месте, в марте 2022 значительно изменились подходы к отделам. «Анис» был первой сетью по качеству продукции. Однако узкий ассортимент, нечитаемые ценники, и высокие цены на тепличную продукцию не позволили выйти в лидеры.

Следует отметить, что сделаны большие изменения в плодоовощных отделах обоих магазинов, стало больше места и отдел стал более удобным.

Поздравляем победителей рейтинга, а сетям, которые заняли второе место, желаем улучшения своих позиций и повышения привлекательности своих отделов для покупателей.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

Грузинским ореховодам рекомендуют переходить на новые технологии выращивания фундука

EastFruit

Вместо россии — грузинские экспортеры фруктов и овощей объединяются для поиска альтернативных рынков сбыта

EastFruit

Добавить комментарий