HomeПлодоовощной рынокРозничный аудитАудит плодоовощных отделов супермаркетов Душанбе и Худжанда, Таджикистан – ноябрь 2019
Розничный аудит

Аудит плодоовощных отделов супермаркетов Душанбе и Худжанда, Таджикистан – ноябрь 2019

В Таджикистане доля сетей супермаркетов и единичных магазинов остаётся мизерной по сравнению с продажами на рынках

Розничный бизнес Таджикистана, если говорить о так называемой «организованной рознице», лишь начинает формироваться. Доля сетей супермаркетов и единичных магазинов остаётся мизерной по сравнению с продажами на рынках. Если же речь идёт о свежих овощах и фруктах, то она и вовсе не достигает даже доли процента. Кроме того, даже в организованной рознице Таджикистана, в основном преобладают единичные торговые точки в формате магазинов самообслуживания. Однако мы провели анализ тех зарождающихся сетей, которые уже работают, а также магазинов, имеющих потенциал перерасти в сети.

В Душанбе мы анализировали плодоовощные отделы следующих магазинов: «Ашан», «Би-1», «Пайкар» и «Евар», а в Худжанде мы посетили магазины «Амид», «Анис», и «Оазис».

Аудит, для получения корректных результатов, проводился 18-19 ноября 2019 года, в то же время, что и в других городах и странах (Украина, Узбекистан, Грузия и Молдова). Мы анализировали плодоовощные отделы магазинов по качеству плодоовощного отдела, по ассортименту, по качеству и свежести продукции, по цене на плодоовощную продукции, и выводили общую оценку плодоовощного отдела и общий рейтинг.

Детальнее о методологии проведения аудита можно прочитать здесь.

Как и в других странах, мы рассматривали магазины по качеству плодоовощного отдела, по ассортименту, по качеству и свежести продукции, по уровню цен на овощи, фрукты и зелень, и делали общую оценку плодоовощного отдела.

Качество плодоовощного отдела

Комплексный показатель качества отдела включает в себя следующие компоненты (от 1 «очень плохо» до 10 «выше всяких похвал»):

а) информативность – насколько удобно расположены ценники, насколько полно они информируют о продукции, легко ли их найти

б) мерчандайзинг (насколько красиво оформлен отдел, чистота, оценка выкладки товара и декор отдела)

в) удобство отдела и качество услуг (широкие проходы, достаточное количество одноразовых пакетов и весов, освещение, дружелюбен ли персонал, достаточно ли его, расположение отдела внутри магазина и т.п.)

По качеству отдела определённое преимущество получила сеть супермаркетов «Пайкар», которая имеет более высокий уровень мерчандайзинга и более удобные отделы, а также имеет лучшую информативность (крупный шрифт, заметные понятные ценники, информацию о производителях продукции и т.п.). Мы также отметили дружелюбный персонал в плодоовощных отделах и в магазинах и отлично налаженные все процессы в торговом зале.

Второе место в Таджикистане занял супермаркет «Оазис» (он же занял первое место среди магазинов Худжанда). Магазин является лучшим по удобству отдела и дружественный обученный персонал. Кроме того, на кассах, несмотря на достаточно большой поток людей, практически нет очередей, потому что кассиры работают очень оперативно. Отдел был очень чистым, товары доставлялись в зал очень быстро, если они заканчивались на полке.

Читайте также: Аудит плодоовощных отделов супермаркетов Узбекистана в г. Ташкент в ноябре 2019 года

Третье место с одинаковыми балами набрали магазин Auchan («Ашан»), «Евар» и «Амид» (Худжанд). Все вышеперечисленные магазины являются удобными, но проигрывают лидерам в мерчандайзинге и информативности плодоовощного отдела.

Для «Пайкара» и «Оазиса» определённым преимуществом можно также считать расположение плодоовощного отдела на входе, в то время как в «Ашане», «Амиде», «Анисе» эти отделы максимально удалены от входа в торговый зал.

Ситуация с мерчандайзингом приблизительно одинаковая у «Пайкара» и «Амида», чуть хуже у «Евар» и «Оазис». Презентацию плодоовощной продукции можно улучшить в магазинах сетей «Ашан», «Би-1» и «Анис» (Худжанд). Определённое преимущество всё-таки хотелось бы отдать «Пайкару», который смог организовать красивую и удобную выкладку большего ассортимента на сравнительно небольшой площади.

В любом случае, по выкладке и мерчайданзингу овощей и фруктов, сети супермаркетов заметно уступали базарам.

Ассортимент плодоовощной продукции

В ассортимент плодоовощной продукции мы включали только свежую плодоовощную продукцию, без сухофруктов и других продуктов переработки. По этому показателю преимущество получил «Ашан», у которого в продаже было на 14 позиций больше, чем у «Пайкара». Кроме того, у «Пайкара» выкладка в разных местах одних и тех же позиций, создавала ощущение ещё большего ассортимента. Третье место по ассортименту занял «Амид», за которым шёл «Оазис».

Стоит отметить, что общий ассортимент «Ашана» (94 позиция) и «Пайкара» (80 позиция) был не очень высоким и соответствовал, скорее, дискаунтеру, чем классическому супермаркету. Однако для условий Таджикистана – это неплохой показатель.

Подобного формата магазины в Узбекистане имеют до 150 позиций, а в Украине – до 200-240 позиций. Поэтому здесь, несомненно, ещё есть к чему стремиться.

Качество и свежесть плодоовощной продукции

Идеальным качеством продукции было отсутствие позиций свежей плодоовощной продукции с явным браком. Такой показатель был у двух сетей супермаркетов «Пайкар» и «Амид».

Мы соотносили количество проблемных позиций, которые не стоило размещать на полках магазинов, с общим ассортиментом. Поэтому, чем больше был ассортимент, тем сложнее было удерживать качество на должном уровне. В связи с этим сеть супермаркетов «Пайкар» заслуживает всяческих похвал, как и «Амид», потому что ассортимент овощей и фруктов у этих супермаркетов достаточно широкий.

Второе место по качеству и свежести продукции были у «Оазиса». Придраться можно было всего к паре позиций. В «Ашане» мы обнаружили гораздо больше позиций, по которым были серьезные претензии к качеству, и которые не стоило выкладывать на прилавок, чтобы не портить общее впечатление об отделе. Особенно неприятной была ситуация с айвой, виноградом и яблоком. Данные фрукты имели много механических повреждений и не соответствовали минимальным требованиям для реализации в свежем виде. Такая продукция должна быть либо утилизирована, либо реализована для потребностей переработки.

Цены на плодоовощную продукцию

Для сравнения цен мы брали только основные «ходовые позиции» и только сопоставимого качества.

В результате, набор фруктов сопоставимого качества в «Амиде» оказался, в среднем, на 38% дешевле, чем в «Пайкаре», а набор овощей – на 62% дороже, чем у «Амида». Также хотелось отметить что плодоовощной набор сопоставимого качества во всех магазинах Худжанда стоил дешевле, чем в магазинах Душанбе.

Общая оценка плодоовощных отделов

В целом плодоовощные отделы всех проанализированных супермаркетов выглядели достаточно привлекательно, а цены в них, по отдельным позициям, были конкурентными даже с ценами на городских рынках.

По комплексной оценке, преимущество оказалось у супермаркетов «Амид», который был лучше по двум из четырёх показателей: качеству продукции и ценам. На втором месте была сеть «Оазис», на третьем сеть супермаркетов «Пайкар», на четвертом «Ашан», а за ним расположились «Анис», «Би1» и «Евар».

EastFruit


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Один из крупнейших ягодных кластеров Молдовы сократил площадь под земляникой примерно на 10%

EastFruit

Сеть Lidl отложила выход на рынок Украины

EastFruit

В Европе цены на землянику садовую падают из-за увеличения предложения

EastFruit

Добавить комментарий