Известная грузинская группа компаний-производителей яблок Tiriphoni Gardens, Kvarkhiti Agro и AgroGori, несмотря на хороший урожай в своих садах, и в этом сезоне не начала экспорт продукции. Главной причиной этого, как и в предыдущие несколько лет, стали сложности с упаковкой свежих фруктов. Впрочем, это – не единственная проблема, с которой столкнулась группа. О том, каким стал нынешний сезон яблок для группы, как повлияла на него пандемия COVID-19, и каковы планы на будущее, EastFruit побеседовал с представителем Tiriphoni Gardens, Kvarkhiti Agro и AgroGori Зурабом Годжиашвили.
— Каков урожай в этом сезоне в ваших яблоневых садах?
— Урожай яблок мы получили даже больше ожидавшегося. С тех садов, которые уже плодоносят, мы собрали 1160 тонн качественных плодов. Это сорта «Гала», «Голден делишес», «Ред делишес», «Пинова» и «Ред Джонапринц» (со следующего года к ним добавится «Фуджи»). Но не могу сказать, что мы довольны сезоном, были определенные проблемы.
— Эти проблемы связаны с реализацией яблок?
Да, и не только. В частности, в этом сезоне, несмотря на спрос на нашу продукцию из-за рубежа, мы вновь не смогли начать экспорт, и все по той же причине – из-за проблемы с упаковкой. Предложения поступали к нам из стран Ближнего Востока, Индии, Индонезии, Таиланда, Колумбии и России. Однако ни в одну из этих стран мы не смогли отправить партии яблок, поскольку ни нам, ни нашим потенциальным партнерам не удалось приобрести на выгодных условиях тару, используемую для морских контейнерных перевозок фруктов: 18-килограммовые ящики из гофрированного картона с непромокаемым слоем и т.н. альвеолярными вставками между слоями — с тем, чтобы возможная порча одного из плодов не повлекла порчу целого ящика. В Грузии такие ящики все еще не производятся (хотя есть информация, что на одном из предприятий идет процесс наладки соответствующих мощностей, и этот вопрос может быть решен уже ближайшей весной), а за рубежом по приемлемой цене их можно купить только крупным оптом. Так, в Турции одному из наших потенциальных партнеров предложили минимум 0,5 миллиона таких ящиков, то есть, количество, рассчитанное на 9 тысяч тонн, а ему нужно было в десятки раз меньше.
Проблема с упаковкой не позволила нашей группе должным образом представить свою продукцию и на внутреннем рынке. Весной 2020 года мы зарегистрировали свой бренд – «Гордж» (Gorge), и сейчас – первый сезон, когда мы начали продавать брендированную продукцию. Однако для ее узнаваемости на рынке мы бы хотели наносить соответствующие стикеры как на ящики, так и на каждый из плодов. Между тем, на те ящики, которые нам удалось здесь достать – а они из пластика (они не пригодны для международных перевозок, да и для внутренних — нежелательны, но в отсутствии выбора нам пришлось на них остановиться), нанести наши стикеры мы физически не смогли. Кроме того, в них невозможно разместить яблоки равномерными слоями, так что нам пришлось отказаться и от наклейки стикеров на каждый плод. В результате, в настоящее время наши яблоки в оптовых упаковках – «без опознавательных знаков», а это не способствует утверждению на рынке, занятию там собственной ниши.
На сегодняшний день надпись «Гордж» можно увидеть только на розничных упаковках яблок, выпускаемых компанией Georgian Agro House. Эта компания закупает у нас яблоки оптом, а затем сама осуществляет их расфасовку и дистрибуцию, но при этом на этикетке имеется указание на конкретного производителя, то есть, на нас.
— Получается, брендирование не особо помогло группе в реализации продукции?
— Брендирование продукции само по себе – очень выгодно, и оно обязательно принесет нам свои плоды, но только после того, как мы уладим вопрос с упаковкой. Нам бы хотелось, чтобы нас узнавали – как за рубежом, так и в самой Грузии.
— Каковы на сегодняшний день каналы реализации вашей продукции?
— Нашими постоянными партнерами, помимо Georgian Agro House, являются также сети супермаркетов «Никора» и «Агрохаб», несколько других компаний, которые затем сами осуществляют дистрибуцию. У нас перед ними — долгосрочные обязательства, расписан график поставок и цены в зависимости от времени.
Читайте также: Грузинским производителям выгоднее продавать качественное яблоко на внутреннем рынке – Илья Мищенко
— Как вы оцените спрос на яблоки с ваших садов в этом сезоне и цены?
— Спрос, в целом – неплохой, соответственно, продажи яблок идут хорошими темпами, и на сегодняшний день в нашем холодильном хранилище остается всего около 350 тонн. Что касается оптовых цен, то они сейчас, в зависимости от калибра и сорта яблок, находятся в пределах 1,9-2,3 лари ($0,58 – $0,70), что несколько ниже, чем в предыдущем сезоне.
— Планируете ли вы оставить какую-то часть яблок на хранении до самого конца сезона?
— В этом году – точно нет. У нас – очень хорошая холодильная установка, которая позволяет размещать яблоки на хранение на максимальный срок. Но из-за пандемии COVID-19 помещение было построено и оборудовано с опозданием, и мы ввели в эксплуатацию наш холодильный склад уже после начала этого сезона — только 10 октября. Из-за этого нам пришлось срочно реализовывать первые 400 тонн урожая, да и часть остального была собрана уже после завершения оптимального для яблок периода. Поэтому мы не знаем точно, как долго еще наши яблоки будут сохранять товарный вид. Но в будущем сезоне этой проблемы у нас уже не будет, соответственно, мы сможем лучше планировать продажи.
— Что еще входит в ваши планы на будущий сезон?
— Наша главная задача — наладить сортировку, упаковку и продвижение нашего продукта как на внутреннем, так и экспортных рынках.
***Компаниям Tiriphoni Gardens, Kvarkhiti Agro и AgroGori на сегодняшний день принадлежит, в совокупности, 31 га интенсивных яблоневых садов (соответственно,11 га, 10 га и 10 га) на территории Горийского муниципалитета (регион Шида Картли, Восточная Грузия). Обустройство садов было начато несколько лет назад, первый урожай был получен в 2018 году. На яблоки с угодий группы распространяется сертификат GLOBAL G.A.P. У группы также имеется холодильное хозяйство, рассчитанное на хранение 1000 тонн яблок одновременно.