HomeПлодоовощной бизнесИнтервью2020 год стал для Грузии знаковым с точки зрения экспортной агропродукции, в том числе плодовых культур – Георгий Ханишвили
Интервью Эксклюзив

2020 год стал для Грузии знаковым с точки зрения экспортной агропродукции, в том числе плодовых культур – Георгий Ханишвили

Экспорт фруктов и орехов из Грузии за три квартала 2020 года на 53,8% превышает показатель годичной давности, возросла и доля фруктов и орехов в общем объеме экспорта страны – с 2,3% до 4,0%. По словам первого заместителя министра охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Георгия Ханишвили, рост этих показателей на фоне пандемии Covid-19 – вовсе не удивителен и во многом обусловлен осуществляемыми в стране проектами государственной поддержки фермеров. EastFruit побеседовал с Георгием Ханишвили о текущей ситуации в производстве и экспорте плодоовощной продукции, перспективных экспортных позициях и прогнозах на будущее.

— Если сравнивать показатели по экспорту за три квартала 2020 и предыдущего года, можно заметить, что в этом году существенно возрос экспорт целого ряда плодовых культур, а на основных позициях, помимо традиционных, таких как фундук, персики, мандарины и т.д., оказались, например, голубика, слива, инжир. Это, на Ваш взгляд — временный эффект или начало тенденции?

— Хочу отметить, что 2020 год стал для Грузии знаковым с точки зрения экспортной агропродукции. Это — год, когда различные проекты государственной поддержки агросектора, осуществляемые с 2013 года, начали давать свой результат. Одним из них является проект «Посади будущее», в рамках которого государство софинансирует обустройство современных садов: приобретение саженцев и монтаж систем капельного полива.  На сегодняшний день по линии этого проекта разбито, в совокупности, 9,5 тыс. га садов, как традиционных, так и новых для страны многолетних культур. Такие из них, как фисташки, миндаль, оливки сейчас дают первые урожаи, и с годами они будут расти.  Голубичные плантации уже показали впечатляющие результаты. То же можно сказать и о современных сливовых садах — с новыми, известными в Европе сортами.

Очень важен также проект по софинансированию предприятий по хранению и переработке плодоовощной продукции. Это, в частности, складские и холодильные хозяйства, где происходит прием продукции, ее охлаждение и предпродажная подготовка. Наличие холодильных мощностей способствует сохранности продукции и ее экспорту. Кстати, именно этот фактор, на мой взгляд, обусловил рост показателя экспорта инжира: за последние годы новых садов инжира закладывалось мало, и то, что было вывезено, это, главным образом — урожай из традиционных садов, который удалось сохранить и правильно доработать. За пройденный период при государственной поддержке было реабилитировано около 1000 предприятий по хранению и переработке (большинство из которых до этого были остановлены), и построено новых 215 предприятий данного профиля.

В целом, проекты, осуществляемые государством, предусматривают государственную поддержку по всей цепочке, начиная с производства продукции и до поставок на экспортные рынки. И 2020 год примечателен тем, что, несмотря на ситуацию в связи с Covid-19, мы уже получили от садов первые организованные результаты. И поэтому вся та продукция, которая уже была у Грузии со своим качеством, брендами, начала активно экспортироваться. Реальные результаты таковы: все те культуры, урожаи которых смогли обеспечить стабильность международных экспортных поставок, стали идти на экспорт. Это персик, нектарин, фундук, сливы, яблоки и т.д. Экспорт персика, например, в этом сезоне, в сравнении с прошлым, практически удвоился. Экспорт яблок, по текущим данным, возрос в 11 раз. Оценивать абсолютный показатель экспорта пока рано – мы предполагаем, что экспортные поставки грузинского яблока, сейчас размещенного на хранение, будут осуществляться еще несколько месяцев, включая весенние.

Думаю, тенденция роста экспорта плодовой продукции продолжится. Торговые отношения между странами после начала пандемии не прерывались, главное, как я уже упоминал – иметь соответствующую продукцию. Государство постаралось создать фермерам благоприятные условия для их деятельности, ввело дополнительные проекты на фоне пандемии, и они ими пользуются.

— Расскажите об основных экспортных рынках грузинской плодовой продукции…

— На сегодняшний день это, в основном — соседние с нами страны, в частности, Россия, Азербайджан, Армения, а также страны Евросоюза. Впрочем, многое зависит от конкретной культуры, поставляемой на экспорт. Для многих из них основным экспортным рынком является Россия, и это – вполне понятно. Это — крупный и близкорасположенный рынок, расходы на транспортировку на который относительно низки, кроме того, с маркетинговой точки зрения имеется возможность информационного обмена. А, например, в случае фундука приоритетным рынком однозначно является Евросоюз.  Хочу отметить, что в последний период на рынок ЕС растет экспорт и ряда других культур — исходя из того, что все больше производителей готовят продукцию, соответствующую европейским стандартам. Есть агропродукция, которая наиболее востребована в странах Ближнего Востока и т.д.  Мы работаем на всех рынках в зависимости от спроса на те или иные товарные группы, и в этом году на всех рынках у нас – успех.

— А как изменились экспортные цены в этом году в сравнении с прошлогодними?

 — Цены формируются на мировом рынке, и ситуация по разным культурам была разной. Например, экспортные цены на фундук и голубику в этом сезоне относительно выше, на яблоко – ниже и т.д.

— Хочется также затронуть тему экспортных поставок овощей. В отличие от фруктов, их экспорт, если сравнивать данные за первые 9 месяцев этого и прошлого года, сократился на 8,7%, а его доля в совокупном экспорте страны сохранилась на уровне 0,3%. Чем обусловлено такое «отставание»?

— О тенденциях в связи с экспортом овощей можно будет судить по итогам осени, когда многие из них дают урожай. В разные годы по овощам – разная динамика. Впрочем, по объемам экспорт овощей сейчас действительно ниже экспорта фруктов. Думаю, одним из основных факторов является то, что объемы производства в стране многих овощей сейчас не столь велики, чтобы составить экспортный потенциал.  В этом году были случаи, когда у фермеров возникали проблемы с реализацией отдельных видов овощей вследствие заполненности внутреннего рынка, но объемы их производства все же не позволяли составить экспортные партии.

Государство оказывает поддержку производству овощных культур. Может быть, не так активно, как выращиванию многолетних культур, но тем не менее. Например, в условиях пандемии был начат проект, дающий возможность производителю однолетних культур получить беспроцентный на протяжении 6 месяцев банковский кредит в размере до 100 тыс. лари ($30,3 тыс.). Есть проекты, в рамках которых государство поддерживает строительство теплиц, закупку тракторов, другой агротехники и многое другое.

— Некоторые местные фермеры, которые столкнулись с проблемой реализации тех или иных овощей, решили вообще отказаться от их производства…

 — Излишки могут образовываться и в отношении овощей, и фруктов, этот вопрос регулируется рынком, и так работает весь мир. У нас имеются статистические данные о потреблении в Грузии различных плодоовощных культур, о том, где что растет. Заинтересованный фермер может воспользоваться этой информаций с сайта Национальной службы статистики и определиться, какую продукцию производить и куда ее размещать. Для фермеров действуют госпрограммы, направленные на улучшение их знаний в отношении ухода за своими угодьями, повышения качества, на рост средней урожайности с гектара, что снизит себестоимость продукции. Государство способствует укрупнению фермерских хозяйств, их объединению и выходу на экспортные рынки. Но продажей продукцией вместо фермеров государство заниматься не будет. В целом, я думаю, настанет такой период, когда у Грузии будут серьезные объемы экспортных овощей, и они будут экспортироваться так же интенсивно, как сейчас и многие фрукты.

Справка: Согласно данным Национальной службы статистики Грузии, объем экспорта фруктов и орехов (группа 8 по НТН ВЭД) за три квартала 2020 года в долларовом выражении составил $95,11 млн. Доля фруктов и орехов в совокупном объеме экспорта Грузии за тот же период ($2 млрд 403,46 млн) равняется 4,0%.  Основные позиции в группе заняли фундук — $48,22 млн, персики, включая нектарины – $21,40 млн, мандарины – $3,86 млн, голубика и прочие ягоды рода Vaccinium – $3,80 млн, бананы — $2,29 млн, яблоки – $2,23 млн, апельсины – $1,82 млн, инжир – $1,27 млн, сливы – $1,23 млн и лимоны – $1,21 млн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт фруктов возрос на 53,8%.

Экспорт овощей (группа 7 по НТН ВЭД) за первые 9 месяцев 2020 года составил $7,96 млн. Доля овощей в совокупном экспорте Грузии за тот же период равняется 0,3%.  Главную позицию в группе заняли томаты – $1,73 млн, картофель – $0,92 млн, грибы семейства Agaricus – $0,82 млн и баклажаны – $0,58 млн. Объем экспорта овощей в сравнении с показателем годичной давности сократился на 8,7%.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Один из крупнейших ягодных кластеров Молдовы сократил площадь под земляникой примерно на 10%

EastFruit

Грузинским ореховодам рекомендуют переходить на новые технологии выращивания фундука

EastFruit

Вместо россии — грузинские экспортеры фруктов и овощей объединяются для поиска альтернативных рынков сбыта

EastFruit

Добавить комментарий