Представители многих организаций сельхозпроизводителей РМ сходятся во мнении, что в текущем году как минимум «до зимних холодов» цены на массовые овощи, в частности – корнеплоды «борщевого набора», вероятнее всего будут держаться на невысоком уровне. Этому будут способствовать несколько факторов.
Первый – стабилизация, а возможно и рост площадей под корнеплодами. В текущем году национальное бюро статистики РМ не выдало расклад посевных площадей под однолетними культурами, в том числе овощами. Однако можно предположить, что тенденция последних двух-трех лет к постепенному наращиванию производства картофеля, моркови, лука и некоторых других овощных культур в нынешнем году сохранилась. Тем более что, как утверждают представители трейдинговых компаний-снабженцев, продажи семян овощей под урожай-2020 были очень активны. Причем во всех сегментах: и семенной материал для товарных ферм, и «любительские» семена для домохозяйств.
Второй фактор – относительно неплохие погодные условия в конце весны – начале лета для производства корнеплодов. В отдельные периоды наблюдался даже избыток влаги, что создавало фермерам проблемы (преодолимые) на посевах репчатого лука. Но в целом в плане погоды первое полугодие 2020 для овощеводства было благоприятным. Даже в начале июля в ряде районов РМ прошли осадки, в водоемах пополнился запас влаги для ирригации.
Читайте также: Шансы молдавской черешни на европейском рынке снижаются
Третий фактор – активный импорт при почти полном отсутствии экспорта овощей. Специалисты отмечают, что с весны в Молдову активно поступал картофель из Румынии и Азербайджана, репчатого лука – из Нидерландов, Украины и Узбекистана. В значительной мере по этой причине средние оптовые цены эти продукты к началу июля опустились до 3-4 леев/кг ($0,17- 0,22/кг).
Четвертый фактор, влияние которого будет расти с нынешнего месяца – это снятие многих ограничений с деятельности плодоовощных рынков. Если в сегменте фруктов и ягод за период локдауна сформировались «варианты перехода» в более «премиальный формат» торговли – супермаркеты, киоски-бутики и онлайн-доставку, то дешевые овощи практически безальтернативно были и остаются базовым ассортиментом городских рынков-базаров.